Амдерма в ноябре — месяце малой темноты
Зима катит в глаза
Наступил месяц малой темноты. Световой день короток, в середине ноября его продолжительность меньше трёх часов. Землю сковали устойчивые морозы, перелётные птицы давно улетели.
Ноябрь — граница между осенью и зимой, пятое время года — предзимье. В высоких широтах это предзимье не бывает долгим. Истинная снежная и морозная зима наступает стремительно.
Знаменует очередное время года конечно же первый снег. Какой снег считать первым? Тот, что выпал с дождём и растаял безвозвратно? Тот, что барабанил ночью бусинами града и катился по деревянной мостовой прочь? Первый снег — он истинно белый, он ложится толстым слоем на уже заскорузлую землю, на серые крыши домов, на всё это неприглядное несовершенство отживших свой век безликих построек посёлка.
На усталые души и мятежные сердца. Словно лекарство, словно панацея от бездарности и кощунства. Как медленный-медленный танец с поднятыми к небу руками, как оглушительная чистота и просветление. Такой вот первый снег.
И то ли осень закончилась нежданно, то ли зима началась внезапно, но обильный и липкий снег мгновенно скатался в большие шары для снежных баб, которые выросли практически перед каждым домом, а дороги и дорожки плотно утрамбовались под шинами тяжёлой техники. Так что меткая идиома Крылова «зима катит в глаза» пришлась и к месту, и к слову, и ко времени года.
Океан выходит из себя
Многие ошибочно считают, что океан покрывается льдом так же, как это происходит на реках и озёрах с наступлением крепких морозов. Карское море в районе посёлка Амдерма может быть свободно ото льда до середины зимы. Наличие льдов зависит от течений и ветров.
В ноябре по-прежнему наблюдаются частые шторма. Большое количество белой пены лежит на берегу, дрожит, переливается и летит по ветру рваными кусками. Это явление повторяется каждый год. Видимо, в поверхностной плёнке прибрежных вод океана должно накопиться определённое количество органических веществ и микроорганизмов, чтобы частые и сильные волны разбушевавшейся стихии образовали эти пенные острова.
Океан выходит из себя. Его собственное возмущение на все девять баллов. Словно огромная грудь исполина тяжело и высоко вздымается волна и идёт шипящим валом от самого горизонта. С грохотом и низким гулом выбрасывается морская вода вперемешку с крошевом из плавника, водорослей, морских донных обитателей, ила и песка.
Близко к морю находиться невозможно. Ветер вырывает из рук телефон, хлёсткие заряды дождя с градом больно бьют по лицу. Если стоять на скале, ближе к краю, то с каждым ударом волны под ногами ощущается сильная вибрация. Всё смешалось. Сама граница раздела сред обитания будто бы стёрлась и на время перестала быть границей. Атмосфера до предела насыщена влагой, а морская вода напоминает взбитый в пену воздушный микс. Волнение, страх и любопытство переполняют в этот момент.
Чайки сбиваются стайками на возвышенностях и терпеливо ждут, когда стихия немножко успокоится. Тогда смело можно приступать к пиршеству — после шторма им будет чем поживиться.
Аурелии и Цианеи
Во время шторма на берег выбрасывает больших и маленьких медуз. Приспособившиеся к жизни в холодных водах океана, на суше они выглядят беспомощно — желеобразные диски кишечнополостных животных с лучевой симметрией, лопастями и куполом, медленно замерзающие на берегу.
На отмелях можно встретить красно-бурых Цианей. Их щупальца похожи на волосатую гриву. Правда, наши Цианеи далеко не гигантские, как это представлено в литературе. Размер купола не более 10−15 см в диаметре.
Медуза с красивым названием Аурелия, что буквально переводится как «золотая», на самом деле фиолетовая. Сквозь прозрачное тело можно рассмотреть более интенсивно окрашенные гонады в форме подков.
Было море, была необузданная стихия с течениями вверх и вниз, к берегам и к далёким горизонтам. Была целая жизнь — самобытная, ни на какую другую не похожая. Ушло море — закончилась жизнь.
Совсем скоро плоть превратится в тлен, распадётся на невидимые молекулы вещества, на космические атомы. Было ли море, была ли стихия, была ли эта бессознательная жизнь? И что для Жизни есть Море, Земля и Воздух?
Снежная королева
Казалось бы, какой театр может быть в таком отдалённом и малонаселённом посёлке как Амдерма? На первый взгляд — обычное самодеятельное лицедейство. Разве способны доморощенные артисты погрузить зрителя в царство великой Мельпомены?
В Ненецком автономном округе имеются выдающиеся художественные коллективы, но до побережья Карского моря им сложно добираться. Пожалуй, с начала 90-х лет в Амдерму никто из артистов не осмелился прилететь. Поэтому культуру и искусство нам приходится творить самостоятельно.
Спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена, был поставлен театральной студией «Флюорит» под руководством Елены Алёшиной ко Дню матери на 27 ноября.
Аккомпанементом к действиям звучала не только современная музыка, но и классические произведения Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского, Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря музыке, а также самостоятельно сшитым костюмам и завораживающей игре актёров, удалось создать ту самую удивительную атмосферу сказки, которая берёт за душу, завораживает и покоряет взрослых и детей.
Театральной сцены и специального зала у нас нет. Всё действие происходит в большом спортзале ФОКа с соответствующей акустикой, но это не мешает зрителю приобщиться к творениям мировой культуры, понять благородные посылы всеми знакомого с детства Андерсена.
В маленьком посёлке все друг друга знают, но тем волнительнее, когда видишь эмоции и живую игру людей, которые вышли из привычного круга повседневных дел и сумели перевоплотиться. Сцены органично сменяли одна другую — вот изящно скользят в танце придворные дамы и кавалеры, вот маленькая дерзкая разбойница пленяет добрую Герду, а вот мудрая финка в яркой малице исполняет шаманский танец, вводя всех в транс.
Театр — это такой вид искусства, где реальность и фантазия переплетены с мастерством режиссёра-постановщика и самих актёров.
«Коварство и любовь, дружба и зависть, человечность и бессердечность — вот те вечные темы, которые никого не оставляют равнодушными во все времена, — комментирует Елена Алёшина. — Особенно важно показывать и прививать истинные человеческие ценности нашим детям. Театральные постановки позволяют реализовать и воспитательные, и развивающие, и общеобразовательные задачи одновременно».
А между тем, в нашем заполярном посёлке свершилось очередное большое событие, которое сродни чуду. Благодаря энтузиазму и огромной увлечённости односельчан создана среда, которая позволяет нам почувствовать единение, причастность к великому, доброму и вечному. Ведь отдалённость никоим образом не означает отверженность.
Край земли и художники-философы
«Край земли» — понятие абстрактное, но весьма поэтичное, если не сказать философское. Край суши, край материка, оконечность земной тверди перед огромным океаном. Граница между реальным и виртуальным, которую хочется преодолеть, постичь. Граница между духовным и физическим, которая превращается по воле обстоятельств и силе человеческой мысли в центр мира, центр силы, центр притяжения.
Таким центром притяжения является, как ни странно, труднодоступная заполярная Амдерма. Для многих путешествующих и просто любопытствующих Амдерма — это самый настоящий край земли, а в период наступления полярной ночи и край света.
Художники Всеволод Саплин и Анастасия Миро признались, что любят наш посёлок и прилетают в Амдерму уже не в первый раз. В беседе со школьниками они поделились идеями уже реализованных проектов, в которых объединяются живопись, скульптура, музыка и видео. Показали ребятам свои художественные работы в стиле реализма и абстракционизма.
Оказывается, что именно арктическая глубинка может вдохновлять на экспрессивную живопись, которую понимают и принимают далеко не все люди. Очень хочется увидеть полотна Всеволода, связанные с природой Арктики.
Впечатлил рассказ Анастасии о проекте, связанном с исследованием истории советской космической программы «Энергия-Буран». Ребята были поражены реалистичностью работ художницы. Спрашивали, какие приёмы и технику она применяет для написания своих картин, сколько времени требуется на одно такое творение.
А мне, после этого короткого знакомства, подумалось, что край земли — это вовсе не конец, это очередная уникальная грань, которая раскрывается посредством творчества.
Эстетика арктических ландшафтов
Полосы наносного льда и снега, вперемешку с морской пеной и шугой, образуют искусно созданное полотно с фестончатыми краями, окаймляющими берег моря, словно нежнейшее бело-голубое кружево. Такая замысловатая картина арктического побережья проявляется поздней осенью, когда природа постепенно застывает и готовится к зимнему сну.
В лучах последнего солнца утончённая северная эстетика придаёт ландшафту особую уникальность. Повторяющийся рисунок замерзающих волн — это ритмичный паттерн ледяной гравюры на скованном морозом песке.
Многие утверждают, что природа — непревзойдённый творец во всём. Действительно, в любом пейзаже присутствует сразу всё — цвет, звук, множество объектов, рельеф, движение. Воздействие такого естественного перформанса заставляет замереть и задуматься.
***
Автор: Ирина Коваль, специально для GoArctic