Найти тему

Моё васильковое детство (воспоминания). Посвящаю моей маме.

Бабушкина баня

      В начале 60 -х годов..............

      Каждую субботу у бабушки обязательно топилась баня. Она находилась за огородами , возле речки. Старенькая, даже ветхая , топилась по «чёрному». Небольшой сруб , сложённый из брёвен, почерневших от времени, был покрыт соломой. От дождей и ветров , солома, местами свалялась в небольшие кучки , от этого крыша была неровной, с буграми и ямками , а где-то , солома , свисала с крыши длинными редкими , тонкими стебельками . При сильном ветре или дожде соломинки трепыхались , срывались , и ветер уносил их далеко по огородам.Под крышей , селились птички, образовывали гнезда, вскармливали птенцов.

     Сруб бани был огорожен небольшим предбанником . Сооружен из жердей , которые от времени рассохлись и растрескались , пропуская ветер , дождь и снег. Дверь в предбанник сколочена из небольших дощечек, скреплённых крест накрест двумя узкими рейками. Закрывалась дверь на простую деревянную вертушку. Пол был земляной , устлан небольшими досками . Вдоль стены размещалась широкая лавка. Настолько стара, что местами дерево отслаивалось и крошилось, цвет у лавки темно -серый с белыми вкраплениями. Шляпки гвоздей забитых в лавку покрыты ржавчиной. Если взглянуть под лавку, то можно было увидеть тараканчиков- солдатиков, которые сновали туда-сюда, их красные спинки мелками повсюду. По стенам предбанника , были вбиты гвозди, чтобы можно было повесить одежду. Здесь же висели и веники, сушились, . Создавали приятный банный дух. 

         Сама же баня была не большой , сруб, для сохранения тепла, углублён в землю. Дверь очень низкая , приземистая. Маленькое окошечко едва-едва освещало помещение. Справа от входа располагалась печь,со специальным углублением, куда складывали дрова. Сверху над углублением находилась решетка, на которой выложены камни, булыжники коричневого цвета, большие и шершавые. Вдоль стен располагались узкие и низенькие лавки . 

      Воду для бани носили из речки . Это было нелегкое дело.  По узкой тропинке, по краям которой росла крапива и разнообразная трава, нужно было спуститься к речке, найти место поглубже, чтобы удобнее набирать воду, зачерпывая сразу целое ведро.Нести приходилось в гору, а весной и осенью, когда дожди размывали тропинку , она становилась очень скользкой . Поэтому носили по одному вёдру, чтобы можно было одной рукой нести ведро, а другой , , держаться за забор , огораживающей огородик, так называемый «огуречник» . Воду наливали в большие чугунки, где она отстаивалась и нагревалась. Дрова носили со двора через весь огород.         

       Растапливали баню сухими щепками , дрова в печке начинали разгораться , трещать, баня вся заполнялась дымом, в котором невозможно было находится ни минуты. Дым в бане по чёрному уходил через двери и отверстия в потолке.Потом дрова догорали, дым постепенно рассеивался и становилось светло , сухо и жарко. От дыма ,весь потолок и стены были закопчены и имели черный цвет. В один из чугунков насыпалась зола, затем добавлялась вода и чугунок ставился прямо в печку. Вода доходила до кипения и получался «щелок», очень мягкая вода, которой ополаскивали голову, волосы от такой воды становились пушистыми, смягчались. 

       Баня, особенно зимой , топилась целый день, поэтому мыться ходили , когда уже на улице становилось темно.

       Мыли  пол , тщательно соскребая доски « косарем», с большой ручкой и большим неострым лезвием . Подметали пол в предбаннике и шли мыться.

        Электричества в моем далеком раннем детстве , в бане ещё не было , поэтому всегда с собой брали керосиновую лампу. Зажигали ее и она освещала своим мерцающим , тусклым светом баню, создавая на стенах и на полу странные ,причудливые тени. Пламя ее вздрагивало от пара, иногда вовсе затухало и приходилось наощупь находить спички и зажигать ее снова.

        Мылись долго. Грелись на полке’ , парились веничком. Бабушка очень любила париться. В бане стоял такой приятный, свежий, чистый, тёплый аромат от дров, дымка’,смешанный с запахом свежего березового веника , чистой речной воды, бабушкиного земляничного мыла . В бане по чёрному все запахи и ароматы чувствовались отчетливей , острей. Хотелось вдыхать и вдыхать их снова и снова. 

       От жары, от долгого мытья, мне очень хотелось пить, я брала ковшик и, черпала воду , делала несколько маленьких глотков. Вода была очень пресной, безвкусной, холодной. Вода из нашей речки. 

        

        Помывшись, выходили в предбанник. Собирались домой. Я одевалась быстро, а бабушка долго , часто отдыхая, прерываясь . Она сидела на лавке , что -то причитала, вздыхала, охала. Все время расхваливала свою баню, говорила : « Ох,баня, баня! Баня это же лекарство!» . Расчесывала свои седые волосы деревянным гребнем, заплетала их в жиденькую косичку, вплетала ленточку тряпичную ,цветастую . Потом укладывала косички на затылке и одевала платок. Она просила меня то отдернуть ей рубашку, сбившуюся на спине, то поднести валенки, которые у нас с ней , заранее были составлены на тёплый полок. Было очень приятно одевать их , окуная ноги в мягкое тепло. Потом она одевала свои многочисленные юбки, запутывалась в них , снимала и все начинала сначала.Я терпеливо ждала бабушку, помогала ей. 

       Одевшись, бабушка , задувала лампу и баня погружалась во тьму. Не видно ни зги, только сквозь щелочки жердей проходил неясный лунный свет. Я старалась прижаться поближе к бабушке и быстрее выйти на свет , на улицу. Мы выходили, и , вместе с нами на морозную зимнюю улицу из бани вываливались , клубы тёплого , мягкого берёзового пара. Дышалось на морозе очень легко, свободно. 

       Шли мы с ней медленно, друг за другом, я впереди , она сзади , шли по тропинке вверх к дому. Снег под ногами поскрипывал , похрустывал . Бабушка временами останавливалась , отдыхала. Да так долго, что я успевала разглядеть звезды на небе, рассмотреть луну. Небо надо мной было чистое, бездонное, звезды яркие, сверкающие , искристые. Висели они очень низко , как мне казалось , их можно было достать рукой. Передохнув, шли дальше. Я шла впереди, а бабушка плелась за мной, все так же причитая и что-то пришёптывая про себя. Слова молитв, причитаний и хвалебных слов своей бане перемежались в её речи. 

       Дома, пили чай вприкуску с сахаром , отдыхали и ложились спать. Спалось после бани очень хорошо, сладко, безмятежно и покойно. 

       Впоследствии старую обветшавшую баню снесли и на ее месте построили новую, красавицу. 

       Баню « по белому».