Найти тему

История рязанской транспортной окраски

Оглавление

Недавно рязанские власти приняли весьма спорный "единый городской стиль" окраска транспорта, который мало того что весьма странно отражает рязанскую идентичность, так ещё и фактически не является единым, серьёзно различаясь на разных машинах.

В этой статье хотелось бы разобраться, были ли раньше в Рязани попытки привести весь городской транспорт к единой окраске, а также откуда и почему возникали те или иные варианты, включая и современный.

В советское время

Начнём сразу с того, что почти всегда единую окраску пытались применять лишь троллейбусники (т.е. УРТ), поэтому далее речь в основном будет идти только про троллейбус, и изредка будем вспоминать другие виды транспорта.

Стандартная окраска для троллейбусов Рязани 50-х и 60-х годов
Стандартная окраска для троллейбусов Рязани 50-х и 60-х годов

Почти все 50-е годы троллейбусы в Рязани имели одинаковую окраску: жёлтый верх, синий низ, что было стандартным для СССР того времени.

Интересный факт: возможно, из-за того, что в окраске автобусов тогда преобладал красный цвет, а у троллейбусов - синий, именно эти цвета стали прочно ассоциироваться с данными видами транспорта.

Единый стиль закончился в 1958 году, когда УРТ решило разнообразить окраски, добавив больше цветов. Так как в конце 50-х цветная фотография была крайне редкой, фото несиних троллейбусов Рязани тех времён до нас не дошли. Есть разве что нестандартный переход от одного цвета к другому, своеобразный "узор".

В ряде источников такая окраска называется "фестивальной", что как-то должно быть связано с Фестивалем молодёжи и студентов, который прошёл в Москве в 1957 году.

Окраска УРТ середины 70-х - середины 80-х
Окраска УРТ середины 70-х - середины 80-х

Затем вплоть до середины 70-х в УРТ красили по-разному, и лишь в 70-е пришли к одному стилю, основанному, вероятно, на одной из вариаций заводских окрасок троллейбусов ЗиУ-682. Такой тип окраски использовался до середины 80-х. Но в него красили не все троллейбусы - новые с завода каждый раз приходили в разных схемах окраски.

Окраска УРТ конца 80-х. Многие машины в конце 80-х - середине 2000-х отличались плохим внешним видом. Автор фото Клаус Мундт, 1994 год
Окраска УРТ конца 80-х. Многие машины в конце 80-х - середине 2000-х отличались плохим внешним видом. Автор фото Клаус Мундт, 1994 год

К концу 80-х стиль покраски в УРТ сменили - на жёлтый верх, красный низ. Опять же - новое так не красили. Этот вариант просуществовал до середины 90-х. Затем снова наносили краску вразнобой, причём оттенки иногда были ну совсем странные и жутковатые.

Пример странного из нулевых - почти полностью серый троллейбус. Автор фото A. N., 2005 год
Пример странного из нулевых - почти полностью серый троллейбус. Автор фото A. N., 2005 год

Жёлтый

Примерно с 2006 года многие троллейбусы начали красить чисто в охровый цвет (грязно-жёлтый), а к концу 2000-х это стало стандартом.

Официальной причиной покраски всех троллейбусов в жёлтый было стремление выделить транспорт в общем потоке, что так-то логично и правильно. Но выбор цвета вызвал большое количество нареканий.

Пример жёлтой "брендовой" окраски, не самый провальный её вариант. Обратите внимание на окружающие ГАЗельки. Автор фото Владимир Дмитриев, 2010 год
Пример жёлтой "брендовой" окраски, не самый провальный её вариант. Обратите внимание на окружающие ГАЗельки. Автор фото Владимир Дмитриев, 2010 год

Для начала попробуем разобраться, откуда вообще взялся такой "бренд". Есть несколько версий:

1. Пошли по пути наименьшего сопротивления. В середине 2000-х по Рязани ездили "Икарусы", заводская и берлинская окраска которых была жёлтой (большая часть "Икарусов" в Рязани тогда была б/у из Берлина). А также по городу ездили полчища ГАЗелей, заводская окраска которых на тот момент обычно тоже была жёлтой. И только троллейбусы в основном не были жёлтыми, что и решили исправить таким образом.

2. Однако жёлтые троллейбусы были и ранее. Например, такой была заводская окраска большей части троллейбусов, пришедших в 1992 году (всего в тот год их поступило 125), а также жёлтыми с завода в 2003 году пришли троллейбусы ВЗТМ-5284. Возможно, остальные начали так красить по аналогии.

3. (шуточная) Ходили слухи, что у родственников мэра был завод по производству только жёлтой краски. Опровергается это тем, что в УРТ постоянно плясал оттенок краски, следовательно, она была от разного производителя. Да и мне сложно представить завод, который делал бы краску только одного цвета.

С жёлтым постоянно возникали проблемы. Качество работ постоянно скакало от нормального до "уберите это немедленно", равно как и оттенок менялся - от ярко-жёлтого до коричневого (в 2021 одну из машин покрасили в серо-коричневый). Особенно сильно качество покраски упало во второй половине 10-х. Качество покраски во многом зависело от того, при каких обстоятельствах покрасили троллейбус. Если он вышел из ремонта, то качество покраски обычно было хорошим. Если после рекламы - то красили абы как.

Единая окраска у трамваев

Тоже была, но недолго. С 2008 года все трамваи начали красить так, как на фото ниже. Окраска напоминала заводскую для таких трамваев, как 71-605 (ездили по Рязани вплоть до закрытия системы) и ЛМ-68. Трамвай в Рязани был закрыт в 2010.

Автор фото Jullyk, 2009 год
Автор фото Jullyk, 2009 год

До 2004 года трамваи красили в заводские цвета - красно-серый для 71-605 и бело-синий для 71-608. В 2004-2005 годах все трамваи 71-608 покрасили в жёлто-зелёный, что тоже является неплохим сочетанием цветов для выделения в потоке. Правда, непонятно, зачем это трамваю, который на всех участках ехал отдельно от автомобилей.

Немного про автобусы. У них каких-то общих окрасок не было. Либо сохраняли заводскую, либо того города, откуда автобус пришёл б/у.

УРТ ищет окраску

С 2020 года УРТ начинает постепенно отказываться от жёлтой окраски для троллейбусов. Вначале троллейбусы красят в просто белый с небольшой голубой полосой спереди. Летом 2021 года, после принятия "программы по оздоровлению УРТ", появилось немало синих троллейбусов. Примерно тогда же полностью отказываются от покраски в жёлтый. В начале 2022 года на смену синему ненадолго пришёл белый.

Современный "единый городской стиль": откуда он?

В 2023 году УРТ начинает перекрашивать свою технику в так называемый "единый городской стиль": серый низ (и иногда верх), всё остальное - белое. При этом окраска не является единой, так как некоторые элементы делают по-разному.

Обычно единую окраску для транспорта делают либо чтобы выделить автобусы в общем потоке машин, либо для выражения "городской идентичности". Серо-белый никак не выделяет транспорт в потоке, поэтому мы поначалу считали, что теперь эти 2 невзрачных цвета должны отражать идентичность Рязани. Но всё оказалось куда веселее.

История нынешней "единой рязанской окраски" начинается в 2015 году в Твери. Тогда тверские власти вместе с недавно появившейся ПКТС решили возродить тверской трамвай. Для него была разработана единая схема окраски, которая отсылала к РЖД. Это было логично - в Твери расположен вагоностроительный завод, на котором с того же 2015 года начали производить и трамваи.

Но возрождение трамвая в Твери не задалось, а тверская трамвайная окраска вскоре стала заводской для продукции ПКТС, и с тех пор она начала своё шествие по стране. Например, серо-бело-красные трамваи ездят в Ростове, Краснодаре и Новочеркасске (причём в двух последних городах в данной окраске ездит продукция не ПКТС).

Первый серийный троллейбус "Адмирал" был покрашен схожим образом. Но "Адмиралы" в основном закупали те города, в которых управляющим хоть немного не наплевать на развитие транспорта, потому такой небольшой вопрос, как единая окраска для транспорта, обычно уже был решён, и троллейбусы сразу красили для конкретного города.

Но Рязани летом 2022 года троллейбусы потребовались срочно, и до того транспортные вопросы в городе не решались. В итоге "Адмиралы" для Рязани - это первая партия данных троллейбусов в заводской окраске ПКТС. Вероятно, кому-то из властей она понравилась, и в 2023 году вначале схожим образом оклеили новые троллейбусы МАЗ, а затем - новые автобусы и ещё пару десятков троллейбусов. Причём с каждой новой покраской схема упрощалась и в итоге сейчас пришла к серо-белой без всяких красных полос (на "Адмиралах" их было аж две).

Получается любопытная штука - рязанская окраска транспорта это немного модифицированная окраска трамваев в Твери (причём тверской трамвай в итоге закрыли в 2018).