Недавно рязанские власти приняли весьма спорный "единый городской стиль" окраска транспорта, который мало того что весьма странно отражает рязанскую идентичность, так ещё и фактически не является единым, серьёзно различаясь на разных машинах.
В этой статье хотелось бы разобраться, были ли раньше в Рязани попытки привести весь городской транспорт к единой окраске, а также откуда и почему возникали те или иные варианты, включая и современный.
В советское время
Начнём сразу с того, что почти всегда единую окраску пытались применять лишь троллейбусники (т.е. УРТ), поэтому далее речь в основном будет идти только про троллейбус, и изредка будем вспоминать другие виды транспорта.
Почти все 50-е годы троллейбусы в Рязани имели одинаковую окраску: жёлтый верх, синий низ, что было стандартным для СССР того времени.
Интересный факт: возможно, из-за того, что в окраске автобусов тогда преобладал красный цвет, а у троллейбусов - синий, именно эти цвета стали прочно ассоциироваться с данными видами транспорта.
Единый стиль закончился в 1958 году, когда УРТ решило разнообразить окраски, добавив больше цветов. Так как в конце 50-х цветная фотография была крайне редкой, фото несиних троллейбусов Рязани тех времён до нас не дошли. Есть разве что нестандартный переход от одного цвета к другому, своеобразный "узор".
В ряде источников такая окраска называется "фестивальной", что как-то должно быть связано с Фестивалем молодёжи и студентов, который прошёл в Москве в 1957 году.
Затем вплоть до середины 70-х в УРТ красили по-разному, и лишь в 70-е пришли к одному стилю, основанному, вероятно, на одной из вариаций заводских окрасок троллейбусов ЗиУ-682. Такой тип окраски использовался до середины 80-х. Но в него красили не все троллейбусы - новые с завода каждый раз приходили в разных схемах окраски.
К концу 80-х стиль покраски в УРТ сменили - на жёлтый верх, красный низ. Опять же - новое так не красили. Этот вариант просуществовал до середины 90-х. Затем снова наносили краску вразнобой, причём оттенки иногда были ну совсем странные и жутковатые.
Жёлтый
Примерно с 2006 года многие троллейбусы начали красить чисто в охровый цвет (грязно-жёлтый), а к концу 2000-х это стало стандартом.
Официальной причиной покраски всех троллейбусов в жёлтый было стремление выделить транспорт в общем потоке, что так-то логично и правильно. Но выбор цвета вызвал большое количество нареканий.
Для начала попробуем разобраться, откуда вообще взялся такой "бренд". Есть несколько версий:
1. Пошли по пути наименьшего сопротивления. В середине 2000-х по Рязани ездили "Икарусы", заводская и берлинская окраска которых была жёлтой (большая часть "Икарусов" в Рязани тогда была б/у из Берлина). А также по городу ездили полчища ГАЗелей, заводская окраска которых на тот момент обычно тоже была жёлтой. И только троллейбусы в основном не были жёлтыми, что и решили исправить таким образом.
2. Однако жёлтые троллейбусы были и ранее. Например, такой была заводская окраска большей части троллейбусов, пришедших в 1992 году (всего в тот год их поступило 125), а также жёлтыми с завода в 2003 году пришли троллейбусы ВЗТМ-5284. Возможно, остальные начали так красить по аналогии.
3. (шуточная) Ходили слухи, что у родственников мэра был завод по производству только жёлтой краски. Опровергается это тем, что в УРТ постоянно плясал оттенок краски, следовательно, она была от разного производителя. Да и мне сложно представить завод, который делал бы краску только одного цвета.
С жёлтым постоянно возникали проблемы. Качество работ постоянно скакало от нормального до "уберите это немедленно", равно как и оттенок менялся - от ярко-жёлтого до коричневого (в 2021 одну из машин покрасили в серо-коричневый). Особенно сильно качество покраски упало во второй половине 10-х. Качество покраски во многом зависело от того, при каких обстоятельствах покрасили троллейбус. Если он вышел из ремонта, то качество покраски обычно было хорошим. Если после рекламы - то красили абы как.
Единая окраска у трамваев
Тоже была, но недолго. С 2008 года все трамваи начали красить так, как на фото ниже. Окраска напоминала заводскую для таких трамваев, как 71-605 (ездили по Рязани вплоть до закрытия системы) и ЛМ-68. Трамвай в Рязани был закрыт в 2010.
До 2004 года трамваи красили в заводские цвета - красно-серый для 71-605 и бело-синий для 71-608. В 2004-2005 годах все трамваи 71-608 покрасили в жёлто-зелёный, что тоже является неплохим сочетанием цветов для выделения в потоке. Правда, непонятно, зачем это трамваю, который на всех участках ехал отдельно от автомобилей.
Немного про автобусы. У них каких-то общих окрасок не было. Либо сохраняли заводскую, либо того города, откуда автобус пришёл б/у.
УРТ ищет окраску
С 2020 года УРТ начинает постепенно отказываться от жёлтой окраски для троллейбусов. Вначале троллейбусы красят в просто белый с небольшой голубой полосой спереди. Летом 2021 года, после принятия "программы по оздоровлению УРТ", появилось немало синих троллейбусов. Примерно тогда же полностью отказываются от покраски в жёлтый. В начале 2022 года на смену синему ненадолго пришёл белый.
Современный "единый городской стиль": откуда он?
В 2023 году УРТ начинает перекрашивать свою технику в так называемый "единый городской стиль": серый низ (и иногда верх), всё остальное - белое. При этом окраска не является единой, так как некоторые элементы делают по-разному.
Обычно единую окраску для транспорта делают либо чтобы выделить автобусы в общем потоке машин, либо для выражения "городской идентичности". Серо-белый никак не выделяет транспорт в потоке, поэтому мы поначалу считали, что теперь эти 2 невзрачных цвета должны отражать идентичность Рязани. Но всё оказалось куда веселее.
История нынешней "единой рязанской окраски" начинается в 2015 году в Твери. Тогда тверские власти вместе с недавно появившейся ПКТС решили возродить тверской трамвай. Для него была разработана единая схема окраски, которая отсылала к РЖД. Это было логично - в Твери расположен вагоностроительный завод, на котором с того же 2015 года начали производить и трамваи.
Но возрождение трамвая в Твери не задалось, а тверская трамвайная окраска вскоре стала заводской для продукции ПКТС, и с тех пор она начала своё шествие по стране. Например, серо-бело-красные трамваи ездят в Ростове, Краснодаре и Новочеркасске (причём в двух последних городах в данной окраске ездит продукция не ПКТС).
Первый серийный троллейбус "Адмирал" был покрашен схожим образом. Но "Адмиралы" в основном закупали те города, в которых управляющим хоть немного не наплевать на развитие транспорта, потому такой небольшой вопрос, как единая окраска для транспорта, обычно уже был решён, и троллейбусы сразу красили для конкретного города.
Но Рязани летом 2022 года троллейбусы потребовались срочно, и до того транспортные вопросы в городе не решались. В итоге "Адмиралы" для Рязани - это первая партия данных троллейбусов в заводской окраске ПКТС. Вероятно, кому-то из властей она понравилась, и в 2023 году вначале схожим образом оклеили новые троллейбусы МАЗ, а затем - новые автобусы и ещё пару десятков троллейбусов. Причём с каждой новой покраской схема упрощалась и в итоге сейчас пришла к серо-белой без всяких красных полос (на "Адмиралах" их было аж две).
Получается любопытная штука - рязанская окраска транспорта это немного модифицированная окраска трамваев в Твери (причём тверской трамвай в итоге закрыли в 2018).