Найти тему
Другой путь

РЖД сделало невозможное. Самый медленный поезд России стал ещё тихоходней! Медленнее только пешком. Земцы - Кривая без ремонта уже 30 лет

У нас в России есть "типа" высокоскоростное железнодорожное сообщение: электропоезд ЭВС1\ЭВС2, в народе известный как "Сапсан", может преодолеть расстояние 650 километров за 3 часа 41 минуту. А теперь представьте, что на том же полигоне (кстати, недалеко) существует поезд, который за это же время проходит только 46 километров! Медленнее только пешком! О нём сегодняшний фоторассказ.

Все фото автора.
Все фото автора.

Тупиковая линия Земцы - Кривая, территориально расположенная в Тверской области, напоминает нам о дореволюционном проекте магистрали Санкт-Петербург - Смоленск.

Задумка так и не была полностью реализована, но на карте железных дорог страны появились следующие разрозненные отрезки. Павловск - Новгород на Волхове, недостроенный мост через Волхов, Валутино - Сошно, Земцы - Кривая. Всё это ныне малодеятельные и (полу)заброшенные участки РЖД.

-2

Путь на юг от станции Земцы магистрали Москва - Рига сооружён в начале 30-х. В сборнике расписаний за 1933 год присутствует поезд сообщением Земцы — Жарковский.

Жарковский не должен был долго оставаться "тупиком", планировалось продолжение строительства в Смоленск.

Станция Жарковский. Вокзал. Наши дни.
Станция Жарковский. Вокзал. Наши дни.

Развитие ЖД нарушила ВОВ, местность скоро оказалась захвачена германскими войсками, а после надолго превратилась в линию фронта. Инфраструктура сильно пострадала.

Участок Земцы - Жарковский введён в полноценную эксплуатацию (второй раз(!)) в 1947 году.

В 80-е план по продлению в Смоленск, наконец, был реализован. Ближе к 90-м по линии пошли составы с углём, добываемым в шахтах в Тверской области. Назначение - Смоленская ГРЭС.

-4

Но всё это в конечном итоге оказалось напрасным трудом и суетой, не проработав и пары лет. В 90-е электростанция отказалась от тверского угля, а добыча ископаемого в Тверской области была признана нерентабельной и остановлена. Сейчас все шахты в регионе ликвидированы.

Движение на 150-километровом участке железной дороги от Смоленска до Жарковского остановлено. 30 километров разобрано, остальное на вечной консервации и разворовывается.

-5

Линия снова разорвана, но отрезку Земцы - Жарковский повезло. Два раза в неделю здесь сохраняется движение пригородного, "прославившегося" как самый медленный поезд РЖД.

По состоянию на конец 2023 года поезд из-за неудовлетворительного состояния путей преодолевает расстояние 46 километров за 3 часа 37 минут, а время движения с каждым годом только увеличивается!

Данный маршрут стал, своего рода, местом паломничества для любителей железных дорог и пасторали. Его посетили десятки и даже сотни людей, просто чтобы проехать по легендарному участку, и попытаться уловить потаённый дух глубинки. Что и говорить, сюда даже возили экскурсионные группы из Мск!

Настало время совершить поездку и нам.

-6

1. Узловая станция Ржев-2. Здесь встречаются поезда на Торжок, Вязьму, Москву и Великие Луки. Наш - маленький красный вагончик сообщением Ржев - разъезд Русаново.

-7

2. Станция Оленино. Зелёная жилетка кричит, что съёмка запрещена. Под крики сел в поезд, не проронив ни слова.

-8

3. Станция Нелидово. Бывшая шахтёрская столица Тверщины.

-9

4. Выходим на о.п. 354 км. Предыдущая остановка была рзд. Подсосенка, известный своей страшной катастрофой, причины которой до сих пор не до конца ясны (см. Крушение в Подсосенке)

-10

5. Пересадка на поезд Земцы - Жарковский будет осуществлена по о.п. 8 км тупикового участка, но до него надо дойти. Где-то 8 км и будет.

-11

6. Линия на Кривую (Смоленск) выглядит невероятно архаично. Песчаный балласт, деревянные шпалы (почти все гнилые), встречаются довоенные и даже дореволюционные рельсы! Растительность на шпале:

-12

7. Так как здесь всего 2 поезда в неделю, местные ходят в посёлок пешком. Вдоль путей натоптанная тропа.

-13

8. Доходим до о.п. 8 км, костёр, ужин и спать.

-14

9. На повороте перед платформой всё замаслено (когда было движение, в данном месте чато смазывали рельсы(?)), и стоит знак С (я читаю как "свисток"), означающий, что всем поездам надо дать звуковой сигнал.

-15

10. Остановочный пункт 8 километр. В качестве зала ожидания - деревянная будка.

-16

11. Судя по всему, здесь в этом году ещё никто не садился и не выходил!

-17

12. С некоторых ракурсов рельсы словно просто лежат в траве.

Автор стоит на путях у переезда на грунтовой автодороге.
Автор стоит на путях у переезда на грунтовой автодороге.

13. Пересадка заняла больше 12 часов. Вообще, когда ждёшь поезд в подобных местах, зачастую возникает тревожное чувство, что он не придёт.

И ведь инциденты бывают. В РЖД дефицит составов, если какая авария, то следующего ждать только через 4 дня! И конкретно здесь такое не раз случалось.

14. К счастью, сегодня всё чётко. Можно сверять часы.

Из-за поворота медленно выкатывается красная коробчонка. На маршруте используется стандартная для этих мест мотриса РА-1. Помощник машиниста с удивлением высовывается в окно, чтобы лучше разглядеть необычных пассажиров. По его словам, здесь никто никогда не садился!

-20

15. Да и вообще поезд пустой. Кроме нас - трое. Иной раз, весь маршрут вагон везёт только кассира и локомотивную бригаду!

Вот такой российский парадокс. Отменены десятки и сотни многократно более востребованных маршрутов, а почти никому не нужные оставляют.

-21

16. Поплыли. Именно ощущение "теплохода" возникает, когда путешествуешь по тихоходной ветке. А эта самая тихоходная!

-22

17. О.п.10 километр, судя по всему, бывший разъезд, выглядит идентично 8-му. + с десяток покосившихся домов ближайшей деревни.

А вот Откос уже в корпоративном стандарте. Здесь покидает вагон большинство пассажиров.

-23

18. За окном - леса да болота. Бездорожные благодатные места.

-24

19. Бывшая станция Кащёнки. Вокруг убогий посёлок в несколько десятков деревянных домов.

-25

20. Машинист ждал пару минут, пока я осматривал бывшую станцию.

-26

21. А дальше поезд бороздит великое болото Пелецкий Мох. Медиативно пересекаем данный водоём.

Проплывают мёртвые деревья, островки, цвет меняется от ярко-зелёного, до грязно-коричневого, протяжно поют колёса о чём то знакомом. Вам ведь знакомо пение рельс? Это не метафора, там где за путями не следят, они действительно издают необычные звуки, мерно чередующиеся с обычным перестуком на стыках. О чём они поют, что хотят нам сказать? О бесконечных лесах, полях, сверкающих реках, об утренних туманах и росах, о былом и ещё о чём-то неуловимом, что чувствуешь только в уютном вагоне, мерно покачивающемся среди бескрайних просторов милой сердцу земли.

22. Стрелка и особенно громкий стук на ней напоминает, что скоро конечная.

-28

23. Прибыли.

-29

24. По состоянию на 2023 поезд Земцы — Жарковский идёт 3 часа 37 минут. И это время с каждым годом всё увеличивается! На момент поездки автора в 2015 году поезд прибывал на 20 минут быстрее! Маршрутная скорость где-то 12-13 км\ч. В ходу по средам и воскресениям. Ещё в 90-е он шёл значительно быстрее - 1 час 37 минут, а в ходу было две пары в день, а не в неделю.

РЖД вместо ремонта предпочитает перекраивать график.

Однажды автор ехал в тепловозе по ведомственной железной дороге, мы сошли с рельсов, но даже с учётом времени на постановку поезда обратно, получилось почти идентично:

Расписание из 90-х.
Расписание из 90-х.

25. Станция Жарковский выглядит невероятно запущено и глухоманно.

-31

26. Пути ржавые, кроме нашего поезда здесь больше ничего не бывает.

-32

27. Вокзал разграблен. Но на станции автоматические стрелки!!! При этом, на станциях магистрали Москва - Рига стрелки повсеместно ручные!

-33

28. Сам посёлок под стать. У аборигенов в обиходе слово ЖаркИ, дореволюционное название места.

-34

29. Линия уходит дальше на Смоленск.

Физически дорога сохраняется до станции Кривая, путь на которую лежит через красивый довоенный мост через реку Межа. На нём до сих пор сохраняются выбоины - следы боёв ВОВ.

-35

30.

Наша дивизия, ставшая уже 17-й гвардейской, подошла к городу Духовщине на Смоленщине. В апреле нас вывели в прифронтовой тыл для подготовки к летнему наступлению 1943 года. До станции Земцы мы ехали по железной дороге через станции Ломоносово и Жарковская. Тут, почти за два военных года, я впервые услышал паровозные гудки, увидел мирные деревни. Запомнилось: берега Межи у железнодорожного моста были изрыты воронками от авиабомб, но сам мост стоял невредимым.
Цитата из материала «ГОДЫ ФРОНТОВЫЕ», автор — Б. Поляков, участник Великой Отечественной войны:
-36

31. Мост в аварийном состоянии. С двух сторон таблички "ходить запрещено".

-37

32. До Кривой от моста ещё 5 километров.

-38

33. Полей.

-39

34. Лесов и перелесков.

-40

35. Пути зарастают, кое-где есть "выбросы", на поезде уже не проехать.

-41

36. Встретили какого-то бродягу с ведёрком земляники. Поздоровались.

-42

37. Ну и сами поели, даже отходить никуда не надо.

-43

38. Горловина станции Кривая. На найденном в сети снимке из нулевых в этом месте стоит семафор. Скорее всего, он прошёл путь до металлоприёмки и мартеновской печи какого-нибудь комбината. Стрелочный перевод также демонтирован.

-44
Автор: Воздух свободы.
Автор: Воздух свободы.

39. На станции расположены заброшенная топливная база и большая зарастающая лесопилка. В 2015 здесь ничего не разграблено. Висят угрожающие таблички, предостерегающие охотников за металлом. Никаких железнодорожных построек не обнаружилось. Галерея:

40. За Кривой рельсы заканчиваются, 30 километров разобрали в 90-е. Ржавая одноколейка снова возникнет лишь в окрестностях посёлка Озёрный (станция Сошно, где поезда не появлялись уже лет 10). Участок, не прослуживший и пары десятилетий, разворовывается.

По бывшей ЖД проложена грунтовка. Пешком и на автотранспорте добираемся до Смоленска.

-47

2015 год. Спасибо за внимание.

Смотрите как подобная линия выглядит в Белоруссии:

Рубрика железнодорожье. Здесь всё от узкоколеек в лесной глуши и необычных моделей ПС, до скоростных поездов Узбекистана и эксклюзивных путешествий. Уже больше 60 публикаций!

-48

Пассажирские поезда
0