У нас в России есть "типа" высокоскоростное железнодорожное сообщение: электропоезд ЭВС1\ЭВС2, в народе известный как "Сапсан", может преодолеть расстояние 650 километров за 3 часа 41 минуту. А теперь представьте, что на том же полигоне (кстати, недалеко) существует поезд, который за это же время проходит только 46 километров! Медленнее только пешком! О нём сегодняшний фоторассказ.
Тупиковая линия Земцы - Кривая, территориально расположенная в Тверской области, напоминает нам о дореволюционном проекте магистрали Санкт-Петербург - Смоленск.
Задумка так и не была полностью реализована, но на карте железных дорог страны появились следующие разрозненные отрезки. Павловск - Новгород на Волхове, недостроенный мост через Волхов, Валутино - Сошно, Земцы - Кривая. Всё это ныне малодеятельные и (полу)заброшенные участки РЖД.
Путь на юг от станции Земцы магистрали Москва - Рига сооружён в начале 30-х. В сборнике расписаний за 1933 год присутствует поезд сообщением Земцы — Жарковский.
Жарковский не должен был долго оставаться "тупиком", планировалось продолжение строительства в Смоленск.
Развитие ЖД нарушила ВОВ, местность скоро оказалась захвачена германскими войсками, а после надолго превратилась в линию фронта. Инфраструктура сильно пострадала.
Участок Земцы - Жарковский введён в полноценную эксплуатацию (второй раз(!)) в 1947 году.
В 80-е план по продлению в Смоленск, наконец, был реализован. Ближе к 90-м по линии пошли составы с углём, добываемым в шахтах в Тверской области. Назначение - Смоленская ГРЭС.
Но всё это в конечном итоге оказалось напрасным трудом и суетой, не проработав и пары лет. В 90-е электростанция отказалась от тверского угля, а добыча ископаемого в Тверской области была признана нерентабельной и остановлена. Сейчас все шахты в регионе ликвидированы.
Движение на 150-километровом участке железной дороги от Смоленска до Жарковского остановлено. 30 километров разобрано, остальное на вечной консервации и разворовывается.
Линия снова разорвана, но отрезку Земцы - Жарковский повезло. Два раза в неделю здесь сохраняется движение пригородного, "прославившегося" как самый медленный поезд РЖД.
По состоянию на конец 2023 года поезд из-за неудовлетворительного состояния путей преодолевает расстояние 46 километров за 3 часа 37 минут, а время движения с каждым годом только увеличивается!
Данный маршрут стал, своего рода, местом паломничества для любителей железных дорог и пасторали. Его посетили десятки и даже сотни людей, просто чтобы проехать по легендарному участку, и попытаться уловить потаённый дух глубинки. Что и говорить, сюда даже возили экскурсионные группы из Мск!
Настало время совершить поездку и нам.
1. Узловая станция Ржев-2. Здесь встречаются поезда на Торжок, Вязьму, Москву и Великие Луки. Наш - маленький красный вагончик сообщением Ржев - разъезд Русаново.
2. Станция Оленино. Зелёная жилетка кричит, что съёмка запрещена. Под крики сел в поезд, не проронив ни слова.
3. Станция Нелидово. Бывшая шахтёрская столица Тверщины.
4. Выходим на о.п. 354 км. Предыдущая остановка была рзд. Подсосенка, известный своей страшной катастрофой, причины которой до сих пор не до конца ясны (см. Крушение в Подсосенке)
5. Пересадка на поезд Земцы - Жарковский будет осуществлена по о.п. 8 км тупикового участка, но до него надо дойти. Где-то 8 км и будет.
6. Линия на Кривую (Смоленск) выглядит невероятно архаично. Песчаный балласт, деревянные шпалы (почти все гнилые), встречаются довоенные и даже дореволюционные рельсы! Растительность на шпале:
7. Так как здесь всего 2 поезда в неделю, местные ходят в посёлок пешком. Вдоль путей натоптанная тропа.
8. Доходим до о.п. 8 км, костёр, ужин и спать.
9. На повороте перед платформой всё замаслено (когда было движение, в данном месте чато смазывали рельсы(?)), и стоит знак С (я читаю как "свисток"), означающий, что всем поездам надо дать звуковой сигнал.
10. Остановочный пункт 8 километр. В качестве зала ожидания - деревянная будка.
11. Судя по всему, здесь в этом году ещё никто не садился и не выходил!
12. С некоторых ракурсов рельсы словно просто лежат в траве.
13. Пересадка заняла больше 12 часов. Вообще, когда ждёшь поезд в подобных местах, зачастую возникает тревожное чувство, что он не придёт.
И ведь инциденты бывают. В РЖД дефицит составов, если какая авария, то следующего ждать только через 4 дня! И конкретно здесь такое не раз случалось.
14. К счастью, сегодня всё чётко. Можно сверять часы.
Из-за поворота медленно выкатывается красная коробчонка. На маршруте используется стандартная для этих мест мотриса РА-1. Помощник машиниста с удивлением высовывается в окно, чтобы лучше разглядеть необычных пассажиров. По его словам, здесь никто никогда не садился!
15. Да и вообще поезд пустой. Кроме нас - трое. Иной раз, весь маршрут вагон везёт только кассира и локомотивную бригаду!
Вот такой российский парадокс. Отменены десятки и сотни многократно более востребованных маршрутов, а почти никому не нужные оставляют.
16. Поплыли. Именно ощущение "теплохода" возникает, когда путешествуешь по тихоходной ветке. А эта самая тихоходная!
17. О.п.10 километр, судя по всему, бывший разъезд, выглядит идентично 8-му. + с десяток покосившихся домов ближайшей деревни.
А вот Откос уже в корпоративном стандарте. Здесь покидает вагон большинство пассажиров.
18. За окном - леса да болота. Бездорожные благодатные места.
19. Бывшая станция Кащёнки. Вокруг убогий посёлок в несколько десятков деревянных домов.
20. Машинист ждал пару минут, пока я осматривал бывшую станцию.
21. А дальше поезд бороздит великое болото Пелецкий Мох. Медиативно пересекаем данный водоём.
Проплывают мёртвые деревья, островки, цвет меняется от ярко-зелёного, до грязно-коричневого, протяжно поют колёса о чём то знакомом. Вам ведь знакомо пение рельс? Это не метафора, там где за путями не следят, они действительно издают необычные звуки, мерно чередующиеся с обычным перестуком на стыках. О чём они поют, что хотят нам сказать? О бесконечных лесах, полях, сверкающих реках, об утренних туманах и росах, о былом и ещё о чём-то неуловимом, что чувствуешь только в уютном вагоне, мерно покачивающемся среди бескрайних просторов милой сердцу земли.
22. Стрелка и особенно громкий стук на ней напоминает, что скоро конечная.
23. Прибыли.
24. По состоянию на 2023 поезд Земцы — Жарковский идёт 3 часа 37 минут. И это время с каждым годом всё увеличивается! На момент поездки автора в 2015 году поезд прибывал на 20 минут быстрее! Маршрутная скорость где-то 12-13 км\ч. В ходу по средам и воскресениям. Ещё в 90-е он шёл значительно быстрее - 1 час 37 минут, а в ходу было две пары в день, а не в неделю.
РЖД вместо ремонта предпочитает перекраивать график.
25. Станция Жарковский выглядит невероятно запущено и глухоманно.
26. Пути ржавые, кроме нашего поезда здесь больше ничего не бывает.
27. Вокзал разграблен. Но на станции автоматические стрелки!!! При этом, на станциях магистрали Москва - Рига стрелки повсеместно ручные!
28. Сам посёлок под стать. У аборигенов в обиходе слово ЖаркИ, дореволюционное название места.
29. Линия уходит дальше на Смоленск.
Физически дорога сохраняется до станции Кривая, путь на которую лежит через красивый довоенный мост через реку Межа. На нём до сих пор сохраняются выбоины - следы боёв ВОВ.
30.
Наша дивизия, ставшая уже 17-й гвардейской, подошла к городу Духовщине на Смоленщине. В апреле нас вывели в прифронтовой тыл для подготовки к летнему наступлению 1943 года. До станции Земцы мы ехали по железной дороге через станции Ломоносово и Жарковская. Тут, почти за два военных года, я впервые услышал паровозные гудки, увидел мирные деревни. Запомнилось: берега Межи у железнодорожного моста были изрыты воронками от авиабомб, но сам мост стоял невредимым.
Цитата из материала «ГОДЫ ФРОНТОВЫЕ», автор — Б. Поляков, участник Великой Отечественной войны:
31. Мост в аварийном состоянии. С двух сторон таблички "ходить запрещено".
32. До Кривой от моста ещё 5 километров.
33. Полей.
34. Лесов и перелесков.
35. Пути зарастают, кое-где есть "выбросы", на поезде уже не проехать.
36. Встретили какого-то бродягу с ведёрком земляники. Поздоровались.
37. Ну и сами поели, даже отходить никуда не надо.
38. Горловина станции Кривая. На найденном в сети снимке из нулевых в этом месте стоит семафор. Скорее всего, он прошёл путь до металлоприёмки и мартеновской печи какого-нибудь комбината. Стрелочный перевод также демонтирован.
39. На станции расположены заброшенная топливная база и большая зарастающая лесопилка. В 2015 здесь ничего не разграблено. Висят угрожающие таблички, предостерегающие охотников за металлом. Никаких железнодорожных построек не обнаружилось. Галерея:
40. За Кривой рельсы заканчиваются, 30 километров разобрали в 90-е. Ржавая одноколейка снова возникнет лишь в окрестностях посёлка Озёрный (станция Сошно, где поезда не появлялись уже лет 10). Участок, не прослуживший и пары десятилетий, разворовывается.
По бывшей ЖД проложена грунтовка. Пешком и на автотранспорте добираемся до Смоленска.
2015 год. Спасибо за внимание.
Смотрите как подобная линия выглядит в Белоруссии:
Рубрика железнодорожье. Здесь всё от узкоколеек в лесной глуши и необычных моделей ПС, до скоростных поездов Узбекистана и эксклюзивных путешествий. Уже больше 60 публикаций!