Сами Бахрушины имели право на несколько коек или кроватей, как тогда говорили в год. Именно поэтому в ней много раз лечился мой дед Александр Федорович Кузнецов и его дочь, моя тетя Екатерина Александровна. Есть фото, сделанные в больнице - вся семья вкруг деда и Катеньки, оба в инвалидных колясках. Думаю, что если бы положились на русских врачей, а не возили бы девочку по всей Европе, а потом оперировали в Германии, Катенька могла бы ходить, ведь у нее, судя по клинике, был полиомиелит и операция на позвоночнике ей была противопоказана.
"На возведение больницы братьями Бахрушиными было истрачено 450 тыс. серебром , из них 240 тыс. на возведение зданий, остальные 210 тыс. в неприкосновенный капитал, проценты с 200 тысяч на содержание больных, с 10 тыс. на содержание священника и другие церковные нужды".
В 1890 году рядом с больницей они строят "Дом призрения для неизлечимых больных" на 200 человек, сумма затрат 400 тыс. серебром. Позже возводят родильный дом и амбулаторию. На последнюю выделила деньги Мизурина, жена Василия Алексеевича, 50 тыс.
Под храмом больничного корпуса по Высочайшему разрешению был сооружен склеп. "С годами последовательно друг за другом ложились под белые своды склепа братья Бахрушины: Петр 1894 году, Василий 1906 году, Александр в 1916 году и их жены, находя вечный покой под одинаковыми гробницами черного мрамора с массивными серебряными венками и неугасимыми лампадами под образами их святых". В "Московских ведомостях" того времени были публикации с описанием похорон каждого из братьев.
В 1894 году умер старший из братьев, мой прапрадед Петр Алексеевич - глава "Товарищества сыновей Алексея Бахрушина", владелец суконной фабрики, член Московской Думы, потомственный почетный гражданин. Он был инициатором многих благотворительных начинаний семьи. Провожала его масса народа. При звоне колоколов рабочие несли на руках тяжелый дубовый гроб через Краснохолмский мост из Кожевников в Сокольники до склепа в Бахрушинской больнице. В 1906 году умирает Василий Алексеевич, почетный гражданин, гласный Московской Думы. Его гроб несут на руках со Смоленской площади на Стромынку, "люди идут ночь и утро. Епископ провел панихиду, гроб опустили в могилу, наполненную до краев цветами. Его личный вклад в благотворительное дело 3 млн. 200 тыс.
Александр Алексеевич, старший брат умирает на 92 году жизни в 1916 году. Он один из самых уважаемых людей Москвы, его гроб также несут на руках депутаты от Московского купеческого, биржевого и актерского обществ. Князь Галицын и Гучков несли венки от Москвы и Московской Думы".
В 1924 году было распоряжение Совнаркома - все эти гробы должны были быть выброшенными из склепов при больницах. И только вмешательство Л.Б. Каменева позволило оставить их в склепе. Но надгробия выброшены, вход замурован. Я была около этого места. Оно справа от главного входа в раковый корпус. Там чугунная решетка и спуск вниз.
Хочу попытаться суммировать все, что я узнала о сыновьях Алексея Федоровича Бахрушина. В основном это сведения взятые из Владимира Александровича (так в тексте Ев. Семиной - "Воспоминание обо всем...") - дяди Юрия Бахрушина. Он дает краткую характеристику каждому из братьев. Все они прожили славную, полную трудов, долгую жизнь. Петр прожил до 75 лет, Василий до 84-х, Александр до 92-х лет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Спасибо, что прочитали.