Теоретическое обоснование практики исихазма дал святой Григорий Палама - архиепископ Фессалоникийский, христианский мистик, византийский богослов и философ, отец и учитель Церкви.
Григорий Палама родился в 1296 году в Малой Азии, в аристократической семье. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь. Отец его был сенатор и высший сановник, входил в государственный совет. Когда Григорию было 5 лет, он лишился своего отца, и попечение о его воспитании, образовании и будущей карьере взял на себя лично император. Святой Григорий Палама получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении "Логика" этого античного мудреца. Григорию предстояла быстрая и успешная карьера.
Несмотря на все это Григорий оставался равнодушным к политике и миру. В возрасте 20 лет он покинул дворец и удалился на Святую Гору. Как старший в семье, Григорий нес ответственность за мать, двух своих сестер, двух братьев и всех слуг. Он решил эту проблему так: уговорил всех своих домашних принять монашество. В 2009 году вся семья была канонизирована Константинопольской церковью.
На Афоне Григорий подвизался в келье недалеко от Ватопеда под руководством преподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника около 1319 года он переселился в Лавру святого Афанасия. Затем, начиная с 1323 года, он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.
Избегая нападений разбойников, специально приезжавших на Афон охотиться за монахами, чтобы продавать их в рабство, святой Григорий, после десятилетнего пребывания на Святой Горе, ушел в Фессалоники, где принимает сан священника. Он служил в церкви, читал проповеди, посещал богословские дискуссии, сблизился с будущим патриархом Исидором. Желая уединения Палама направляется в область Верии. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. Пять дней в неделю, затворившись в тесной келье-пещере, находившейся на склоне заросшей густыми зарослями скалы над горным ручьем, он предавался умной молитве. В субботу и воскресенье выходил к народу, совершал литургию и причащался Христовых Таин. При этом лицо его видимо озарялось Божественным светом. Когда он священнодействовал, все молящиеся вместе с ним сподоблялись благодатного умиления и слез.
В 1331 году из-за славянских нашествий в эту область Григорий вынужден вернуться на Афон, и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия.
В 1333 году Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Но, несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию. И достиг бы этого, если бы монах по имени Варлаам не побудил его к вступлению на полемическую стезю. Спор с Варлаамом Калабрийским продолжался на протяжении 6 лет с 1335 по 1341 г.
Варлаам Калабрийский – грек, который родился в Калабрии, в Южной Италии, получил там образование, воспитание, и был по-настоящему ученый человек. Его родным языком был греческий, но в совершенстве владел латынью и хорошо знал латинское богословие. Разносторонний эрудит и обаятельный человек.
Случилось так, что в один из своих визитов на Афон Варлаам Калабрийский пообщался с кем-то из простых монахов, который ему сказал, что у них принято заниматься практикой умного делания (исихазмом). Эта практика была связана не просто с повторением имени Господа Иисуса Христа, но и со сведением ума в сердце. Все это соединялось с ритмом дыхания, с ритмом сердцебиения и с постоянным, ритмичным повторением Иисусовой молитвы. Эта практика была описана в разных святоотеческих трудах, но она была неизвестна Варлааму Калабрийскому, потому что он был воспитан в западной культуре.
Варлаам отнесся к этому очень скептически и решил, что это какие-то суеверия необразованных, неграмотных людей, которые что-то сочиняют. Особенно когда ему сказали, что они видят во время чтения этой молитвы Божественный нетварный свет, он решил, что это уже явная ересь. Он написал на эту тему трактат в 1337 году, что они видят просто какое-то атмосферное свечение и перетолковывают это в мистическом духовном смысле. Этот трактат бросал тень на все афонское монашество, потому что оно было проникнуто духом исихазма, это была практика их жизни. Монахи понимали, что Варлаам не прав, но не было среди них такого человека, который мог бы написать достойный ответ. И вот святой Григорий Палама, который сам владел этой практикой, сумел изложить восприятие Фаворского света Божества, который видели афонские подвижники, и подвел под это глубокое догматическое основание.
Святой Григорий Палама встретился лично с Варлаамом Калабрийским. Он пытался обсудить с ним эту тему, не хотел выносить это на всеобщее обозрение, не хотел сразу переходить на какие-то обличения, тем более на анафематствование. Но личное их общение не сложилось, противоречия обострились.
На Константинопольском соборе 1341 г. Варлаам, обвинявший исихастов в неправильном способе молитвы и опровергавший учение о нетварном Фаворском свете, был осужден. После собора завершился первый этап паламитских споров.
На втором и третьем этапе споров противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали психосоматического метода молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света.
В 1341г. умирает византийский император Андроник III и начинается гражданская война за власть. Вмешательство Паламы в политическое столкновение, хоть он и не был особенно склонен к политике, привело к тому, что большую часть дальнейшей жизни он провел в заточениях и темницах. После победы Иоанна Кантакузина и провозглашения его императором, в 1347 году друг исихастов Исидор Вухир становится патриархом, а Григорий Палама в скором времени был избран архиепископом Фессалоникийским. Политические волнения в Фессалониках воспрепятствовали Григорию вступить в город для исполнения своих обязанностей, пока Кантакузин в 1350 году не захватил Фессалоники.
Отправившись в Константинополь в 1354 году, Палама был пленен турками, которые держали его в плену около года. Плен свой он счел уместным случаем для проповеди истины туркам. Сербы выкупили Григория Паламу, и он был освобожден.
Возвратившись в Фессалоники святитель Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до 1357 года. Сраженный одной из своих давних болезней, которые время от времени беспокоили его, святитель Григорий умер в Салониках 14/27 ноября в возрасте 61 года (по другим данным в 63 года). В 1368 году, менее чем через десять лет после кончины, Константинопольский патриарх Филофей Коккин канонизировал своего учителя и друга, и составил ему службу и житие.
Святитель Григорий оставил после себя многочисленные сочинения – проповеди, послания, полемические трактаты, богословские труды. "Житие Петра Афонского" – самое первое сочинение святителя Григория Паламы. Главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Палама постоянно обращается к трудам святых отцов – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина. Но до него никто из великих древних святых отцов не сумел настолько связно и отчетливо изложить это учение о Фаворском свете.
Многие святые отцы, которые занимались практикой исихазма, созерцали Божественный свет очами сердца, мысленными очами. То есть когда они углублялись внутрь своего собственного естества и читали молитву Иисусову, они видели внутри себя этот свет, не открывая глаз.
Но были опыты видения этого света вовне. Причем этот свет являл себя не только в Новом Завете, но и в Ветхом. Можно вспомнить Моисея и купину неопалимую: ведь это тоже был нетварный Божественный свет, это было чудо явления именно света Божества. Или когда Господь на Фаворе просиял перед апостолами (почему свет и называется Фаворским). Господь явил свет Своего Божества ученикам воочию, показав Свое настоящее естество. Апостолы видели Его в обычной жизни, но Его Божественная сущность была сокрыта, Он скрывал свет Своего Божества под оболочкой человеческой плоти. На Фаворе Иисус Христос показал им Свое Божество, и то даже не полностью. В тропаре Преображения сказано: "...показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху" (то есть показал настолько, насколько они могли это вместить). На самом деле Его свет еще ярче, Его слава еще больше. Но они не могли вынести больше, они и так упали, потому что не могли на Него смотреть. Поэтому этот свет может быть виден телесными глазами, и святые отцы созерцали этот свет.
Григорий Палама показывает, что свет, который видели подвижники его времени, тот же самый, что и свет, который апостолы видели на Фаворе. И он объясняет, что это нетварный свет Божественных энергий. Эти энергии могут быть названы Божественной благодатью.
Господь никогда не пребывает в бездействии, и Он постоянно присутствует в нашей жизни, то есть Божественные энергии в мире постоянно присутствуют и действуют. Святой Григорий говорит, что мы можем Бога познавать в Его благодатных нетварных энергиях, и имеем возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, которая преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело. Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение. Обожение – это учение, которое состоит в том, что человек может приблизиться к Богу настолько, что воспримет внутрь себя Божественные энергии, способные изменить способ его бытия, сделать его выше. Потому что когда человек стремится к Богу настолько сильно, что всеми своими мыслями направляется к Нему, Господь освящает его Своею благодатью и даже какие-то естественные человеческие потребности в нем уменьшаются. Например, подвижники древности могли вкушать пищу, раз в неделю, потому что они были движимые Духом Святым.
Познавая Бога в Его энергиях, мы вместе с тем приобщаемся к Божественной сущности и становимся причастниками Божеского естества; например, в причастии Святых Даров. Поэтому когда мы участвуем в Евхаристии, принимая в себя Тело и Кровь Господа, мы принимаем не только Его Тело и Кровь, но Самого Христа во всей полноте. И по-настоящему становимся причастниками Божеского естества. Это высший элемент обожения, и это путь, открытый для каждого. Потому учение святого Григория Паламы и выделено Православной Церковью из ряда других важных богословских учений настолько, что ему посвящается отдельный воскресный день в Великом посту – Неделя святого Григория Паламы, которая вместе с тем посвящается нетварному Божественному свету. Его учение имеет общецерковное приложение, которое касается каждого из нас, каждый из нас призван к тому, чтобы стяжать Божию благодать. Григорий Палама опытно познал, что фаворское чудо есть не только прообраз будущего века, но и достояние чистых сердец в этой жизни. В обожении, начинающем осуществляться уже на земле, но завершающим только в Царстве Славы, исполняется замысел Божий о человеке. Предсмертными словами самого святителя Григория Паламы были: "В горняя… в горняя… к Свету".
Православная Церковь ( на Софийских Соборах 1341 года, Влахернском Соборе 1351 года) поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной Божественной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности. Благодать не является чем-то внешним по отношению к Богу – она есть Сам Бог. Пребывая во Христе, мы тоже приобретаем божественную природу по благодати.
"По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются святые преподобными. Как в зеркале отображается слава Божия в их душе, наполняя ее сиянием. Тогда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства воскреснут все люди, души соединятся со своими телами, и тогда "Праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их", — сказал Сам Христос Своими устами (Мф.13:43)".(Святитель Иоанн Шанхайский).
Воспоем источнику жизни – Богу гимн: " Слава Тебе, показавшему нам свет!".