Найти тему

Путёвку в жизнь дала мне «Красная звезда»

За вековую историю главная военная газета страны сыграла заметную роль в судьбах многих защитников Отечества.

Особое место в обширном списке средств массовой информации для людей в погонах и обычных граждан занимает «Красная звезда», являясь для них не только источником необходимой информации, но нередко и защитником, и добрым советчиком.
Накануне 100-летнего юбилея главной военной газеты увеличился объём редакционной почты. Но одно из писем заметно отличалось от других. О том, какую роль более полувека назад в судьбе автора сыграла «Звёздочка» и как она впоследствии сопровождала его по нелёгким армейским дорогам, с редакцией поделился известный российский военачальник генерал-лейтенант запаса Юрий ЗАВИЗИОН.

За вековую историю главная военная газета страны сыграла заметную роль в судьбах многих защитников Отечества.

Известие о приближающемся 100-летнем юбилее моей, без преувеличения, любимой газеты разбудило в памяти приятные воспоминания о далёких событиях почти 58-летней давности…
С самого раннего детства я мечтал стать военным и непременно танкистом! Уже в первом классе мама, видя моё восторженное увлечение, выписала самую престижную и авторитетную газету «Красная звезда», спрос на которую был в стране настолько огромен, что её продавали во всех киосках города (кстати, выписываю и читаю её по сей день, уже более 60 лет). Помню, как вырезал из неё фотографии танков и клеил в общую тетрадь. К окончанию школы на моей книжной полке красовалось восемь томов с вырезками! Во дворе был заводилой. Меня всегда избирали командиром в нашей детской «армии». Играли в Чапаева, Щорса, Котовского… Родители пришивали нам на рубашки погоны, а на грудь мы прицепляли медали, вырезанные из картона. Сражались с придуманным супостатом, в том числе часто с американцами, по чьей вине в 1960-е годы полыхало пламя войны во Вьетнаме.
Однажды мой одноклассник сказал, что сегодня военным быть уже не модно. Вот тогда-то, в седьмом классе и родилась у меня мысль написать письмо в газету «Красная звезда». Долго и серьёзно обдумывал, много раз переписывал и перечитывал… Наконец, получилось следующее:
«…Дорогая редакция! Я давно мечтаю стать танкистом и готовлюсь к этому. Я занимаюсь спортом, обливаюсь по утрам холодной водой, стараюсь хорошо учиться. Но вот однажды я поделился своей мечтой с другом Тимуром Киргизбаевым. И он мне сказал: «Военным быть не модно. Куда лучше физиком, химиком или математиком». Вот я и задумался. Как быть? Мой папа был подполковником танковых войск. Говорят, что сыновья идут по стопам отцов. И я хочу идти. Так почему же говорят, что военная профессия в наше время устарела? Ответьте мне, пожалуйста.
Юра Завизион. г. Ташкент».
Заветное письмо я отнёс на почту и отправил в Москву на Хорошёвское шоссе, 38 на имя Н.И. Макеева – единственного человека, чья фамилия была указана на обороте последней страницы газеты. Я ещё дописал «прошу передать лично в руки», чтобы не затерялось. Сотрудница почты попросила уточнить полное имя и отчество адресата. Но откуда же я мог знать?..
Через пару недель к нам домой приехал майор-танкист, представившийся корреспондентом «Красной звезды» по Краснознамённому Туркестанскому военному округу. К великому сожалению, я с ним не встретился, так как был в школе. Но мама очень подробно передала содержание разговора с ним и информацию, что моё письмо будет опубликовано в газете. Моей радости не было предела, и я с нетерпением ждал.
И этот торжественный день наступил! Я много раз перечитывал свою заметку, с неподдельной гордостью обращал внимание на печатный шрифт, которым была набрана моя фамилия (как это было необычно), на номер газеты – 12 893 и дату 16 марта 1966 года, среда. Это было так здорово!

Не последнее место в моей судьбе, о которой нисколько не жалею, сыграла наша прекрасная «Звёздочка»
За вековую историю главная военная газета страны сыграла заметную роль в судьбах многих защитников Отечества.-2

Позже стало известно, что письмо вручили лично главному редактору генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Макееву, который распорядился опубликовать его под рубрикой «Юноше, обдумывающему житьё», а также ознакомить с ним полковника Василия Демченко, начальника Ташкентского высшего танкового командного ордена Ленина училища имени дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко.
Полковник Демченко дал письменный ответ в виде статьи с заголовком «Будь верен мечте!». В ней он очень тепло и по-отечески написал о том, что я правильно поступил, решив спросить совета у старших товарищей, и то, что за свою мечту надо уметь бороться. И ещё он посоветовал поступать в Ташкентское танковое училище, очень ярко рассказав о его героической истории, которая потрясла моё детское воображение.
Я читал, а перед глазами оживали картины боевых подвигов курсантов, которые, отложив учёбу, брали в руки оружие и мужественно сражались на фронтах Гражданской войны с интервентами и с другими врагами Родины. Не мог не взволновать меня бессмертный подвиг выпускника училища лейтенанта Георгия Склезнёва, совершённый им в 1936 году при оказании помощи народу республиканской Испании в борьбе против фашистов. Склезнёв стал первым танкистом, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза. Впечатлил яркий рассказ полковника Демченко о том, что за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 7000 офицеров-танкистов и каждый из них прославил родное училище, покрыв его неувядаемой славой. Особое место он отвёл роли профессии военного в нынешнее время, когда агрессивная политика стран НАТО нагнетает напряжённость международной обстановки.
В заключение полковник Демченко выразил уверенность, что я продолжу дело героев Великой Отечественной войны, выбрав путь советского офицера и патриота своей Родины.
Я положил заветный номер «Красной звезды» в портфель и на следующий день принёс в школу, чтобы поделиться своей детской радостью. Но через полтора месяца в Ташкенте произошло сильное землетрясение, в результате этой страшной трагедии большая часть города была разрушена. Наш двухэтажный дом постигла та же участь. К сожалению, часть имущества погибла под развалинами, в том числе пропал и заветный номер «Красной звезды».
Прошли годы. Я поступил в танковое училище. Можно понять мою радость и гордость, когда я надел военную форму с курсантскими погонами на плечах. Начальника училища полковника Демченко видел только издалека и подойти стеснялся. Но неожиданный случай на тренировке парадного расчёта свёл нас. Услышав мою фамилию, он подозвал меня. Улыбаясь, спросил: «А не тот ли ты Юра Завизион, который ещё в седьмом классе написал письмо в «Красную звезду» и которому я давал ответ?» Получив подтверждение, поздоровался за руку, спросил, почему я не пришёл к нему сразу после приезда в училище, чтобы поступить без экзаменов. Я смутился и ответил, что был уверен в своих знаниях и экзаменов не боялся. Он ещё раз пожал мне руку со словами: «Молодец, курсант Завизион! Появятся вопросы, заходи». После этого начальник училища вышел перед батальоном и в течение пяти минут рассказал историю воплощения моей мечты стать курсантом-танкистом.
Позже мы периодически встречались с уже генералом Демченко на занятиях, ход которых он лично контролировал. И всегда он очень приветливо меня спрашивал: «Как дела, курсант Завизион, как учёба?» Получив положительный ответ, напутствовал наращивать успехи.

За рычагами танкового тренажёра. ТВТКУ, 1979 год.
За рычагами танкового тренажёра. ТВТКУ, 1979 год.

Замполит батальона подполковник Шацкий попросил меня написать новое письмо в газету «Красная звезда», в котором рассказать, что добился осуществления мечты стать курсантом-танкистом. Так моя статья под заголовком «Когда мечта сбывается» была напечатана в «Красной звезде» 5 мая 1970 года.
Я не ожидал, что получу столько откликов от сверстников – курсантов других училищ, студентов, гражданской молодёжи, особенно девушек. Писали на адрес училища. Корреспонденция, адресованная мне, приходила даже из «Красной звезды». Это были письма, присланные в Москву и отправленные бандеролью сотрудниками редакции. Спасибо им за это!
Спустя восемь лет, когда я проходил службу в Центральной группе войск, меня избрали делегатом на армейскую комсомольскую конференцию. Там я встретился и познакомился с главным редактором «Красной звезды» генерал-лейтенантом Николаем Ивановичем Макеевым. В перерыве я подошёл к нему, представился и рассказал историю своего письма, которое написал, будучи семиклас-
сником. Между нами состоялась очень тёплая беседа, и я горжусь тем, что наши служебные дороги с этим прекрасным человеком пересеклись!
Кстати, мой одноклассник Тимур Киргизбаев стал академиком, а я генералом. Уверен, что не последнее место в моей судьбе, о которой нисколько не жалею, сыграла наша прекрасная «Звёздочка».
С глубоким уважением ко всему редакционному коллективу газеты «Красная звезда» и всем её читателям,

Генерал-лейтенант запаса
Юрий ЗАВИЗИОН

Фото из личного архива автора