Богатый юноша пришёл ко Христу и спросил, что он может сделать для того, чтобы попасть в Небесные Обители? Опыт в религии у него уже имелся. Несмотря на наличие и денег, и возможностей, он старался не делать порочных вещей. Почитал традиции, родных отца и мать. Но он не был уверен, что заслуживает лучшей участи после смерти. Он не чувствовал спасения. Иисус в ответе на вопрос богатого юноши напомнил о том, что надо избегать пороков. Но юноша объяснил, что не чувствует гарантий, ему хотелось узнать нечто большее.
Тогда Иисус предложил богачу раздать состояние нуждающимся, оставить дела в миру и идти за Ним. Присоединиться к группе учеников на правах тех же самых, что и у остальных.
Богач ничего не сказал в ответ, пролились слёзы и он ушёл обратно жить своей жизнью. Глядя вслед, Иисус вынес вердикт: «Проще верблюду пройти сквозь игольи уши, чем богатому войти в Небесные Обители». Игольими ушами назывались небольшие бреши в городских стенах, размер которых не позволял пролезть верблюдам. Данный сюжет из Евангельской истории наглядно показывает, насколько сильными бывают привязанности. Не обязательно к деньгам, людям в принципе тяжело менять образ жизни. Выходить из зоны комфорта, проделывать работу над собой и, если требуют обстоятельства, над другими. Особенно если путь не определён и надо ступить в неизвестность. Не имея гарантий на лучшее. Одно дело миллионеру поставить капитал на выгодные сделки, заранее зная, что это сделает его миллиардером, и совсем другое торговать без инсайдерской информации, не понимая, выиграет или нет. Иисус говорил не только о богатых людях, аллегория с игольим ушком гораздо глубже в своём смысле. Она касается всех стоящих на якорях в уютных гаванях. Комфорт необходим, но в больших дозах подобен яду. Не желая отправиться в путь, полный рисков, корабли покрываются плесенью, а команды из отважных мореходов превращаются в унылых мещан.
Подобно богатому человеку, пришедшему за наставлением к Учителю, люди могут проживать удобную жизнь в тепле и сытости, избегая шторма и даже прогоняя мысли о чём – то неприятном.
И уж точно мало, кому захочется из числа довольных жизнью задаваться вопросом как там у других? Все ли также счастливы или есть обездоленные, побитые и голодные? Современные правила гласят, что никто никому не должен и каждый кузнец своего счастья. Удобные лозунги, чтобы оправдать звериный образ жизни. Убирая неудобную составляющую в виде эмпатии, люди успешные и статусные могут не нагружать себя ни этикой, ни нравственностью. Следуя их примеру, остальные становятся такими же индивидуальными потребителями. Метод Ницше – цель оправдывает средства.
Христа это явно не устраивало в людях, по итогу Он исполнил пророчество – согласился на мучительную смерть ради одного предложения «Примите Кровь Мою, пролитую за вас, развивайте светлые качества, и соблюдайте наставления Мои».
Мог ли Иисус в ночь, когда за Ним пришли легионеры, защитить Себя? Одно слово и примчатся Ангелы, от врагов пыль останется. Один из любимых учеников порывался защитить и схватился за меч, но Иисус сказал: «Убери меч, Пётр, всё должно случиться». Конечно, так должно было случиться, иначе нет смысла в Пути Праведных, что даже в лайтовых условиях сопряжён с испытаниями. Но понять это дано очень малому количеству из числа живых. И об этом Иисус тоже сказал: «Много званых, мало избранных». Остальные пойдут по пути богатого юноши. Мог ли богач поступить иначе? Разумеется, ему ничего не стоило принять предложение. У него не было жены и детей, не требовалось оставлять семью. Не держали его и деньги, ведь он уже ступил на духовный путь. Внутренний конфликт не давал покоя, и он пришёл к Учителю. Услышав предложение, оказался не готов. Не смог возлюбить других, как любил себя. Не смог отказаться от уютной гавани и пойти с бродягами. И это притом, что Иисус являл чудесные вещи, но, даже видя это, немного было желающих идти за Ним. Богач вдруг осознал, что пришёл за советом к Тому, с Кем у него мало общего. На языке современной психологии он словил инсайт. Учитель познакомил его с тёмной стороной личности. И пролились скупые мужские слёзы. Неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба юноши, но наверняка за утешением он отправился к фарисеям – простым и понятным ребятам, живущим по букве закона и книг.
Ортодоксальные и нетерпимые к людям, надменно уверенные в своей правоте и на любую ситуацию приводящие заученные цитаты. Фарисеи очень похожи на современных ревностных верующих и высокопоставленных служителей.
Объявляющих себя святыми со ссылкой на библейские тезисы, которые трактуют как выгодно. Кстати, казнь Христа лоббировал глава иудейской церкви – очень хотел убрать Реформатора. Римский управляющий видел в Реформаторе кумира бродяг и бедных, но не государственного преступника. По итогу казни Христа добились «истинно верующие». По случаю праздника просили освободить известного бандита, но праведника отправить на мучительную смерть. Наверняка, богатый юноша продолжил жить по - прежнему, соблюдая установленные правила и надеясь в обмен получить пропуск в Небесные Обители. Но игольи уши такие маленькие…
Пока готовил статью к выходу, увидел в новостной ленте трагическую историю из жизни провинциального города. Девушка пятнадцати лет от рождения направлялась от железнодорожного вокзала к себе домой. Время было позднее, она возвращалась из поездки в областной центр, где поступала в техникум. Последние деньги потратила на энергетики – популярные токсичные напитки, принятые девушкой на голодный желудок. Во время следования по вечернему маршруту написала в свой телеграмм – канал просьбу к землякам «не убивать и не насиловать». Предчувствовала беду. Проходя мимо безлюдного лесного парка, встретила своего убийцу. Расследование вначале взяло за основу версию смерти от наркотического отравления. Родители добились эксгумации и по итогу убийцу нашли. В таких историях возникают неудобные вопросы – кто в этом виноваты? Жертва явно имеет степень вины, она повела себя безответственно. Но только ли она? Следующее сказано не для осуждения, но для понимания. Родители, не встретившие и не оплатившие такси, не следившие за выполнением правил безопасности несовершеннолетней дочерью; школа, в которой не научили тому же самому и ещё не пить ужасные напитки; друзья, с которыми общалась в пути и не нашлось желающих проводить. Могли хотя бы газовый баллончик подарить. Много виноватых, но оправдания всегда найдутся, и каждый расскажет свою историю про обстоятельства, нехватку времени и т.п. Прольют слёзы на похоронах, но что это поменяет? Ничего, жертвы людской глупости были и будут. Она имела шансы прожить осмысленную жизнь. Родить детей, сделать карьеру. Вместо этого безразличие и энергетики. Подобно богатому юноше ни родители, ни педагоги, ни друзья не поступили, как должны. Таких историй много по всему миру. Люди не вышли на новую ступень эволюции. Наличие гаджета и телеграмма не гарантирует выживание. Светлые стороны душевные не в моде, интереснее давить друг друга. По итогу самих себя.
Пишу об этом и размышляю – а сам чем лучше? Ничем, невысока и моя ответственность. В некоторых ситуациях могу, конечно, поступить благородно. Девушку смог бы проводить в целях безопасности. Мне хорошо известно, что значит выживать в депрессивных провинциях. В сюжете с богатым юношей мотивы отказа более глубокие, чем нежелание расстаться с деньгами. Не в деньгах дело, достаточно шире посмотреть на указание про игольи уши. Замена слова «богатый» на «элитный» всё расставляет по местам…