Найти тему
АртеФакты

Исчезновение Моны Лизы: загадки и тайны самой известной картины мира

Оглавление
Ч. Маккари. Леонардо пишет портрет Джоконды. 1863. Изображена мастерская художника, Джоконду развлекают музыканты
Ч. Маккари. Леонардо пишет портрет Джоконды. 1863. Изображена мастерская художника, Джоконду развлекают музыканты

Кража

Если бы не захватывающая история Моны Лизы, она бы оставалась известной лишь узкому кругу экспертов в области изобразительного искусства. Но благодаря этой истории, она стала всемирно известной.

1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»
1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»

21 августа 1911 года картина была украдена сотрудником Лувра, итальянским художником-декоратором Винченцо Перуджей. Причина этой кражи остается неясной. Возможно, Перуджа хотел вернуть «Джоконду» в ее историческую родину, считая, что французы "украли" ее и забывая, что сам Леонардо привез картину во Францию. Полиция провела расследование, но безрезультатно. Границы страны были закрыты, администрация музея была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован подозреваемым в совершении преступления, но позже был освобожден. Также подозревались Пабло Пикассо.

Газетный шум привел к росту популярности картины. Козлов отмечает, что неудачная работа полиции вызывала насмешки со стороны СМИ. "…Роль главного героя в истории о краже Моны Лизы выпала не полиции, а прессе, и она щедро вознаградила портрет Леонардо за возможность продемонстрировать свою власть. Кража картины стала первым действительно всемирным сенсацией. Пресса (…) увлекала всех, от аристократа до простолюдина, бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл „Мону Лизу“?». Иллюстрированные издания — предшественники современного телевидения — нуждались в историях с картинками, и кража "Джоконды" дала им идеальный материал. Журналисты использовали все сведения о "Моне Лизе", которые были собраны интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. "Le Petit Parisien" размещал репродукцию "Моны Лизы" на первой странице в течение целого месяца. Джоконда стала персонажем уголовных и мировых хроник, подобных Соньке Золотой Ручке или королеве Виктории. Только гибель "Титаника" вытеснила новости о расследовании кражи "Джоконды" с первых полос газет по всему миру".

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела
Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела

Картина была обнаружена только через два года в Италии, и виной этому был сам вор, который откликнулся на объявление в газете и предложил продать "Джоконду" директору галереи Уффици. Предполагается, что он планировал сделать копии и выдавать их за оригинал. С одной стороны, Перуджу хвалили за его итальянский патриотизм, но с другой стороны, ему был назначен небольшой срок в тюрьме.

В итоге, 4 января 1914 года, после выставок в итальянских городах, картина вернулась в Париж. За все это время "Мона Лиза" была на обложках газет и журналов по всему миру, а также на почтовых открытках, поэтому неудивительно, что она была чаще всего копирована. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Козлов пишет: "Пресса устроила грандиозное шоу "Возвращение Моны Лизы". Второй раз за три года картина стала героиней мировой сенсации. (...) После кражи и возвращения картина окончательно стала символом искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме "Моны Лизы". В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды - любимицы толпы".

Критик Абрам Эфрос, живущий в наше время, описывал ее приключения следующим образом: "С тех пор, как картина вернулась в Лувр после похищения в 1911 году, музейный сторож ни на шаг не отходит от нее. Он сторожит не просто портрет супруги Франческо дель Джокондо, а изображение сущности, напоминающей полузмею и полу-человека. Неясно, улыбается она или хмурится, но она господствует над холодным, голым и каменистым пространством, простирающимся за ее спиной".

Леонардо да Винчи Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519. Доска (тополь), масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж
Леонардо да Винчи Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519. Доска (тополь), масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж

Вандализм

  • В 1956 году нижняя часть картины получила повреждения после того, как один из посетителей облил ее кислотой.
  • 30 декабря 1956 года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в нее камень и повредил красочный слой у локтя (потеря позднее была зафиксирована). После этого "Мону Лизу" оберегли бронированным стеклом, что предотвратило возможные последующие серьезные нападения.
  • В апреле 1974 года на выставке в Токио возник инцидент с женщиной, которая была недовольна политикой музея по отношению к инвалидам. Из-за ограниченной пропускной способности зала инвалидам не разрешалось посещать выставку. В результате, женщина попыталась распылить красную краску из баллончика.
  • 2 апреля 2009 года россиянка, которая не получила французского гражданства, бросила глиняную чашку в окно.
  • В 29 мая 2022 года мужчина, передвигающийся на инвалидной коляске, кинул торт в стекло. Три этих инцидента не причинили повреждений окну.
Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.
— Грюйе, конец XIX века

🧐 Как думаете в чем кроется основной успех и популярность Джоконды? Красота изображения или слава, навеянная СМИ?