Популяризатор научного подхода в коучинге, Дарья Мамитько.
В статье бережно собраны ссылки, чтобы облегчить вам поиск научного следа коучинга в текущем информационном пространстве.
Когда я впервые пришла на платный семинар по коучингу в Краснодаре, меня удивила вера в буквально «чудо» коучинга. Все, кто пришел на семинар и в особенности тренер, который рассказывал нам о нем были восхищены этим методом. Когда я задала вопрос, а есть ли какие-то исследования или доказательства этого метода, я услышала что-то вроде: «Зачем знать как летает самолет, вы же просто покупаете билет и летите»; «Это работает на практике и я вижу результаты клиентов»; «Да вы и сами сейчас видели какое воодушевление получил клиент». И вправду, я вспоминаю сейчас уже слова моего клиента: «Я не знаю что это было, но это было круто!». Но все же, для меня это скорее про: «Не учите дети физику, мир будет полон волшебства».
За плечами у меня так скажем фундаментальное образование в классных вузах РФ и мягко говоря, меня сильно поразил такой ответ тренера. Я вспомнила про «чайник Рассела». Как я это понимаю: допустим где-то во вселенной есть орбита, по которой движется самый обыкновенный чайник. И допустим, я просто верю, что он есть. Никто и ничто не может меня переубедить, потому что невозможно доказать обратное – что нигде во вселенной нет этой орбиты и этого чайника. Вот и с коучингом получается так? Достаточно веры что работает? Мне было недостаточно и я искала ответы.
Впервые я поняла, что не одна задаюсь такими вопросами, прочитав статью Улановского А. М. Его любопытную презентацию об истоках коучинга и сейчас можно найти сети. Именно с нее начался мой путь погружения в научный мир.
В школе, где я изначально обучалась коучингу, не было ссылок на научные данные, максимум информация про «триединый мозг», научность которого сомнительна по словам других специалистов. И тогда я задала вопрос: «Нужно ли быть мне психологом, чтобы быть хорошим коучем?», получала ответ что нет, совсем необязательно. Не знаю поняли вы уже или нет, но и это мне показалось малоправдоподобно.
На одной из сессий с моим психологом, я узнала об ассоциации когнитивно-поведенческой терапии и секции коучинга в ней. Впервые посмотрев вебинар «Коучинг – это психология?» Андрея Василевского и Ксении Поповой, а затем и оказавшись среди их студентов я поняла: «Вот чего мне не хватало».
Ну а дальше понеслось. Для себя определила, что мне интересна психология коучинга и люди c их мыслями, эмоциями, действиями, историями выборов их решений. На текущий момент я являюсь участником секции коучинга Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). В большей степени меня интересует коучинг в бизнесе. И здесь конечно же, можно выделять разные направления: карьерный коучинг, Executive коучинг (коучинг первых лиц), командный коучинг, групповой коучинг и что-то наверное еще. Но я концентрируюсь в первую очередь на научном подходе и согласна с мыслью, что в бизнесе гораздо больше возможностей для проверки гипотез эффективности коучинга.
В чем же суть научного подхода?
Я разделяю мысль, что научный подход основывается на фактах и доказательствах, а не на интуиции или вере. И тут конечно тоже возникают вопросы:
- Какие критерии научности в принципе существуют?
- Как разграничить научное знание от ненаучного (псевдонаучного) Проблема демаркации, так сказать.
Можно сказать, что как метод исследования научный подход состоит из нескольких этапов:
- Формулирование гипотезы - предположения, которое еще не было проверено.
- Проведение эксперимента или наблюдения для проверки гипотезы.
- Анализ полученных данных и формулирование выводов.
При этом должно соблюдаться правило повторяемости и прогнозируемости. То есть, если мы максимально воспроизводим похожие условия эксперимента, мы можем предугадать и его результат. И мало того, существует несколько уровней доказательств научных исследований, где вы можете увидеть, что экспертное мнение находится в самом низу и имеет слабый уровень доказательств:
В коучинге достаточно сложно воссоздать идентичные условия научного исследования. Однако ученые в мире упорно бьются над этой задачей
и в коучинге, как и в медицине, есть доказательное направление: evidence based coaching. И на эту тему есть научные статьи. (Список литературы для заинтересованных). Кто-то проводит исследования со стороны нейрофизиологии, например, как Горка Бартоломе. Кто-то со стороны психологии и менеджмента, как Палмер и Грант и многие другие.
В научном мире бизнес коучинга России для меня не так много фигур, при этом, не все из них имеют ученые степени и звания, являясь при этом активными практиками и популяризаторами научно обоснованного подхода:
- Антонова Н.В. https://www.hse.ru/org/persons/406559
- Наумцева Е.А. https://www.hse.ru/org/persons/137323078
- Василевский А. С. и К. C. Попова https://promo.cbt.university/modul3_cognitive-behavioral_approach_in_coaching?utm_source=telegram&utm_content=post&utm_term=akpp
- Улановский А.М. https://www.skolkovo.ru/professors/alexey-ulanovsky/
- А.Ю. Ёжиков https://ezhikov.ru/
Подавляющее большинство вышеперечисленных специалистов за когнитивно-поведенческий подход, который только формируется в России. И я также считаю его одним из доказательных направлений коучинга.
А что если сейчас спросить искусственный интеллект, почему когнитивно-поведенческий коучинг является доказательным? Давайте почитаем ответ ниже:
Но если вам не нравится искусственный интеллект, вряд ли я сейчас могу лучше написать о когнитивно-поведенческом подходе в коучинге, чем Антонова Н.В., кандидат психологических наук, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, психолог и коуч (coaching psychologist). Можно подробнее узнать об этом направлении в ее статье «Когнитивно-поведенческий коучинг: зачем нужна теория»
Я лишь позволю процитировать здесь основные принципы когнитивно-поведенческого коучинга из вышеуказанной статьи:
- целенаправленность
- ориентация на решение
- операциональность, что означает анализ конкретных ситуаций и паттернов поведения, а не абстрактные рассуждения;
- принцип step-by-step — пошагового продвижения;
- ориентация на настоящее и будущее (к прошлому обращаются только как к возможному ресурсу);
- использование когнитивной модели, связывающей мысли, эмоции и поведение;
- фокус на изменения поведения через изменения мышления, для чего обязательно даются “домашние задания” и клиент работает самостоятельно между сессиями; (прим. Д. Мамитько: Здесь отмечу, что я все же за назначение «домашних заданий» самим клиентом)
- действенность: в конце сессии — выход на план действий;
- прагматичность — решение конкретных задач, стоящих перед человеком;
- принцип повышения осознанности: в процессе коучинга клиент учится лучше понимать себя, свои внутренние процессы и их причины, а также понимать других людей и ситуации взаимодействия.
Именно эти принципы и лежат в оcнове моей работы с клиентами.
Вызовы научного обоснованного коучинга
Теперь о наболевшем: одной из задач коучинга в России является не только разрабатывать методы и проверять их эффективность, но и «продать рынку» идею научно обоснованного коучинга. И здесь всерьез приходится конкурировать с астрологами, тарологами, нумерологами и другими специалистами, которые зачастую умеют лучше презентовать себя рынку.
Любопытно, что от одного блогера, я слышала об интересных тестах маркетинговых гипотез:
- Психотерапевты позиционировались сначала как психотерапевты, а затем как астрологи.
- При прочих равных, продвижение одних и тех же специалистов как астрологов получило большую конверсию.
Это почему-то меня не радует. И я объясню: в случае с астрологами – ответственность за судьбу и выбор лежит не на самом человеке, ведь звезды уже все решили за тебя. В случае с коучингом – нужно действительно что-то делать, принимать решения, расставлять приоритеты, намечать первые шаги и общую канву действий для достижения поставленной цели, а потом всё это притворять в жизнь. При этом, ответственность за процесс коучинга, применяемые методы и техники, лежит на коуче. А вот ответственность за реализацию уже несёт сам клиент. «Наверное, не всем это подходит», - думаю я, вспоминая удивленный взгляд на вопрос: «А что ты уже делал, чтобы изменить это?». И тут я возмущаюсь в пустоту: «Разве не интересно самому принимать решения каким тебе быть и что выбирать?». И пусть это задача кажется наивной, с точки зрения иррациональности нашего поведения и работы некоего бессознательного.
Хотя о чем я говорю, если даже научный журналист, Ася Казанцева, в одном из последних своих интервью рассказывает, что иногда сама пользуется так называемой «лженаукой» вместе со своей подругой. (Смотрите тут кусочки 44:20 Карты ТАРО. Ясновидение. 46:44 Подруженька с Картами Таро). И мне нравится объяснение Аси и её принимающий подход этого метода - я разделяю это. Однако челлендж для меня: найти аудиторию, которая за научное знание, доказательную базу, эффективность и повторяемость результатов.
Помимо общего мнения о коучинге как об “инфоцыганстве”, существует огромное количество школ и сертификаций, в которых не то что клиенту разобраться сложно, но и самим коучам. В данной статье я не стану перечислять и анализировать их все: думаю простой поиск в гугле даст вам огромное количество ссылок. Однако по ссылке, вы найдете далеко неисчерпывающий перечень профессиональных организаций в сфере коучинга. Лично меня пугает такое количество профессиональных организаций, где каждая имеет свои правила вступления, особый свод принципов и правил и свое «истинно верное» определение коучинга. Меня огорчает, что нет единства в подходах, но такое разнообразие дает естественное течение и жизнь коучинга как метода определения цели, анализа существущих ресурсов для ее достижения и непосредственно процесса получения результата. И хочется еще сказать, что существуют решения государcтвенного уровня, например, такие инициативы:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2022 г. N 197н "Об утверждении профессионального стандарта "Консультант в области управления персоналом" где встречаются функции: «коучинг», «коуч физических лиц», «коучинг руководителей организации»
- Или вот еще прекрасный проект, Инициатива разработки 6 квалификаций коуча (руководитель рабочей группы по разработке квалификаций коучей - Юлия Чухно). В сети есть общественное обсуждение: протокол и видео-встреча.
На этом «свете в конце туннеля» мне хочется остановиться. А еще хочется сказать всем коучам: «Давайте жить дружно и работать эффективно на базе научно обоснованных методов на благо наших клиентов».
Ваш кот-Леопольд, и по совместительству, популяризатор научно обоснованного подхода в коучинге, когнитивно-поведенческий коуч, Даша Мамитько. Мой канал "Коуч на кушетке" в Телеграме
Дополнительные ссылки:
Список литературы: наука о коучинге
Профессиональные организации в коучинге и их интернет-ресурсы
Обучение коучингу c научным подходом