Найти в Дзене
Artemisia Studio

Луис Уэйн и его «кошачий взгляд» на мир. Судьба самого необычного и выдающегося рисовальщика кошек.

Достигнув вершины художественной славы в начале двадцатого века в Великобритании и Америке, наследие британского художника Луиса Уильям Уэйна за последние сто лет ослабло и поблекло. Уэйну, имя которого когда-то было известно большинству благодаря его антропоморфным и психоделическим кошкам, часто приписывают то, что он изменил западное восприятие кошачьих со злобного существа на приятную игривую домашнюю кошку. По словам знаменитого писателя Герберта Уэллса, «Уэйн изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не похожи на Луис Уэйнских кошек, стыдятся самих себя.»

Ассоциация кошки в средневековой Европе с колдовством и демоническими силами сохранялась вплоть до конца XVI века, а к девятнадцатому веку кошек использовали либо в качестве ловцов грызунов, либо в качестве объектов биологических испытаний. Однако только на рубеже двадцатого века (с помощью работ Уэйна) кошки также стали объектами восхищения и приобрели статус породистых.

-2

Несмотря на веселые и беззаботные иллюстрации и картины с кошками Уэйна, его жизнь сложилась трагически. Художник редко зарабатывал деньги на своей работе и боролся с психическим заболеванием.

Уэйн родился в Лондоне 5 августа 1860 года в богатой аристократической семье и был первенцем и единственным сыном из шести детей. Часто прогуливал школу, возможно, из-за того, что над ним издевались из-за его эксцентричного поведения и из-за шрама от заячьей губы. Позднее, в 1877 году, стал студентом Западно-Лондонской школы искусств, а затем некоторое время преподавал там же рисование.

В возрасте двадцати лет Уэйн стал единственным кормильцем своей матери и пяти сестер после смерти отца, Уильяма Мэтью Уэйна, и семья испытывала экономические трудности. Вскоре он стал художником, специализирующимся на рисовании животных и сельских пейзажей, в качестве штатного иллюстратора новостей в Illustrated Sporting and Dramatic News и The Illustrated «Лондон Ньюс». Это еженедельный журнал, которым руководил его друг Уильям Джеймс Ингрэм в 1880-х годах. В 1883 году Уэйн влюбился и несмотря на неодобрение его сестер женился на гувернантке поместья Уэйнов Эмили Ричардсон, дворянку, которая была на десять лет старше Уэйна. Скандальный брак вызвал шоковую волну среди всей лондонской элиты и семья Уэйнов опустилась ниже по социальной лестнице. Брак продлился всего три года, прежде чем молодоженов постигла трагедия: у жены Уэйна обнаружили неизлечимый рак груди.

Чтобы утешить свою любимую жену, Уэйн принес домой черно-белого котенка, который получил имя Питер (полностью его звали Питер Великий — в честь Петра Алексеевича Романова). Он стал маяком надежды для Уэйна и его главным компаньоном на многие годы. Кот Питер вдохновил на создание многих известных эскизов и картин с изображением кошек.

Одна из ранних зарисовок Луиса Уэйна
Одна из ранних зарисовок Луиса Уэйна

В 1886 году Ингрэм поручил Уэйну создать плакат для журнала: «Рождественская вечеринка с котенком». После этого он начал рисовать антропоморфных кошек, которые вели себя, как люди: играли в гольф или карты, устраивали совместное чаепитие и т.д. Его беззаботные работы, которые похоронили боль всей его жизни, мгновенно стали популярными и были опубликованы в детских книгах, газетах и журналах.

-4

Первые две иллюстрации Луиса Уэйна — черно-белые и сдержанные по цвету, предположительно, созданы на раннем этапе творчества художника. Последняя иллюстрация с чаепитием во дворе выполнена в более ярком и эксцентричном стиле, что больше похоже на более поздние работы Уэйна.

-5

-6

В номере английского иллюстрированного журнала за 1890 год была опубликована статья писателя Дж.Э. Пантона «Кошки и котята; или "В защиту кота"», где были представлены некоторые иллюстрации Уэйна.

-7
-8
-9
Само выражение лиц кошек, кажется, впитывает эмоциональный заряд, ощущаемый художником
Само выражение лиц кошек, кажется, впитывает эмоциональный заряд, ощущаемый художником

Успех Уэйна как художника, любящего кошек, привел к тому, что он стал президентом Национального клуба кошек. С 1898 по 1911 год он был членом Общества защиты кошек.

Художник очень много и плодотворно работал. Он выпускал до 600 рисунков в год, проиллюстрировал более ста детских книг, издавал «Ежегодник Луиса Уэйна» с 1901 по 1915 год.

Обложка книги «Большие собаки, Маленькие собачки, кошки и котята» (ок. 1903 г.)
Обложка книги «Большие собаки, Маленькие собачки, кошки и котята» (ок. 1903 г.)
Книга «В стране Луиса Уэйна», которая, кстати, в продаже на Ebay
Книга «В стране Луиса Уэйна», которая, кстати, в продаже на Ebay

Несмотря на славу, личная жизнь Уэйна по-прежнему была трагичной, а его творчество становилось все более фантастичным. Он никогда не защищал авторским правом ни одну из своих работ и никогда не получал никакой денежной компенсации за большую часть своих рисунков. Уэйн часто обменивал иллюстрации на блюда или стрижки. Из-за своего увлечения темой электричества (он верил, что в каждом живом существе есть электрический ток, а кошки «раздают» его своими усами-антеннами) и вообще научных изобретений, доверял различным авантюристам, так, например, вложил немалую сумму денег в проект «нового типа масляной лампы» и, естественно, прогорел.

Его сестра Мэри Уэйн была помещена в психиатрическую лечебницу и так и не вышла оттуда после многолетней борьбы с диагностированной шизофренией.

Неутвержденный обществом брак Уэйна, отсутствие деловых качеств и состояние здоровья сестры художника — все это снизило социальный статус семьи Уэйнов, и оставшиеся его сестры так и не вышли замуж.

-13
-14
Мы можем проследить, как меняется стиль Уэйна с течением времени (фрактальные узоры, другое восприятие цвета, необычность портрета и т.д.) Психическое расстройство прогрессирует

После душераздирающей смерти кота Питера в 1989 году Уэйн переехал в Нью-Йорк несколько лет спустя, в 1907 году, и получил славу в Америке. Однако, несмотря на свой успех, Уэйн боролся со своим постоянно ухудшающимся психическим здоровьем и кошмарами. Через несколько лет он также стал свидетелем смерти своей матери, Жюли Фелисите Буато, и сестры Мари, а также своего друга и работодателя сэра Ингрэма. Затем, в 1914 году, он впал в кому после падения при попытке сойти с движущегося троллейбуса. Вдохновленный видением во время пребывания в коме, Уэйн разработал линию футуристических игрушек для кошек, которые стали желанным причудливым товаром для детей во время Первой мировой войны, поскольку его красочные, жизнерадостные работы стали менее популярны и не соответствовали настроению публики во время войны. Однако судьба нанесла повторный удар: в 1915 году немецкая подводная лодка напала на грузовое судно, перевозившее почти все игрушечные товары Уэйна.

Коллекция игрушек «Кошки-футуристы», разработанная Луисом Уэйном в 1914 году, вдохновленная видением, полученным во время пребывания в коме
Коллекция игрушек «Кошки-футуристы», разработанная Луисом Уэйном в 1914 году, вдохновленная видением, полученным во время пребывания в коме

Вскоре после этого старшая сестра Уэйна, Кэролайн Уэйн, умерла дома, и ухудшающееся психическое здоровье Уэйна привело к вспышкам насилия, которые стали слишком частыми для его оставшихся сестер, чтобы должным образом заботиться о нем.

В 1924 году, в возрасте шестидесяти четырех лет, Уэйну поставили диагноз шизофрения, и он был помещен в отделение для бедных в Спрингфилдской Психиатрической больнице. Там он продолжал рисовать, используя предоставленные материалы, но его работы приобрели еще более психоделический и калейдоскопический характер.

-16
-17

При поддержке премьер-министра Рамзи Макдональда и писателя Герберта Уэллса фонд Луиса Уэйна получил достаточно денег от общественных пожертвований, чтобы перевести Уэйна в лучшее учреждение. Год спустя Уэйн стал пациентом Бетлемской королевской больницы и затем в больнице Napsbury в 1930 году, где у художника был доступ к открытым садам и он мог держать кошек для компании.

Возможны только предположения о точной связи между разнообразными работами Уэйна и различными фазами его шизофрении. Тем не менее, отголоски его бремени звучат во всех его поздних рисунках, которые, кажется, отражают его многочисленные, нетрадиционные способы восприятия и интерпретации внешнего мира.

-18

Просто мем) Здесь как раз показано изменение стиля Уэйна по ходу прогрессирования психического заболевания

Ученые долго размышляли, действительно ли у Уэйна была шизофрения или это было другое заболевание. В отличие от своей сестры Марии, Уэйн никогда конкретно не демонстрировал симптомов, связанных с шизофренией. В 2001 году психиатр Майкл Фитцджеральд утверждал, что у Уэйна, скорее всего, было Расстройство аутического спектра (РАС), а не шизофрения.

Точно так же утверждает художественный куратор Патриция Эддрид. Хотя стиль Уэйна действительно кардинально изменился, как и у многих известных художников, его мастерство в этом ремесле никогда не уменьшалось. Если бы у Уэйна действительно была шизофрения, качество его работ снизилось бы, но его более поздние "кошки-калейдоскопы" продолжали демонстрировать художественное мастерство в симметрии и подходе.

Вопрос о том, каким неврологическим заболеванием мог обладать Уэйн, до сих пор не решен. Тем не менее, разговор о психическом здоровье занимает видное место в жизни Луиса Уэйна, увлеченного электротехникой.

Наследие Уэйна как эксцентричного и талантливого художника увековечено в его работах и в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021). Его работы были представлены в различных галереях, включая художественную галерею в Бетлемском музее разума. Благодаря нетрадиционному взгляду Уэйна на кошек в то время, когда они были не более чем вредителями в переулке, кошки нашли путь в наши дома и сердца.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы в Telegram | Наш сайт