Арент де Гелдер (1645-1727) учился живописи у Самуэля ван Хогстратена (1627-1678) в Дордрехте и у Рембрандта ван Рейна (в начале 1660-х) в Амстердаме.
Писал, в основном, портреты и исторические картины, реже пейзажи.
Арент де Гелдер был последним и самым преданным учеником Рембрандта.
Он пришел в его мастерскую в тот период, когда стареющий мастер вышел из моды и у него было уже мало учеников.
На этом автопортрете около де Гелдер держит гравюру Рембрандта «Сто гульденов», как бы подчеркивая свою преданность памяти учителя.
Это тем более примечательно, что картина была написана в конце семнадцатого века, когда в голландском искусстве торжествовали идеализирующие тенденции.
Показательно и то, что де Гельдер не только остался верен реализму Рембрандта, но и пытался развивать его еще дальше, ища психологическую выразительность образа, обогащая свою палитру новыми, более тонкими тонами.
Некоторые учёные выражают сомнения относительно того, действительно ли это автопортрет де Гелдера.
Однако, как правильно заметил Сумовский (1983), эта же фигура в разном возрасте появляется и в двух других автопортретах де Гелдера.
Картина была приобретена Эрмитажем в 1895 году из Лазенского дворца в Варшаве; до этого была продана Й. Эйферу на аукционе Яна ван дер Марка в Амстердаме 8 августа 1773 г.
Статьи о картинах в Эрмитаже: