Пит Уолкер отмечает, что данный тип реагирования является "наименее социальным", в том плане, что человек, который регагирует таким образом, вряд ли полноценно интегрируется в общество. Периоды активной работы до изнеможения (свойственные защитной модели бегства) чередуются у такого человека с периодами полного отстранения от участия в жизни окружающего мира (диссоциациями). Убежав от нарциссической матери, реагирующий подобным образом человек может принять следующие модели поведения.
***
Книжный червь. Человек выбирает для себя стезю ученого или писателя. Однако произведение литературы или науки мало создать: чтобы эта деятельность приносила доход, необходим хотя бы продюсер, который сможет помочь автору договориться о возмездной передаче прав на свои произведения. И чтобы найти такого продюсера, тем паче чтобы самому искать "покупателей" на интеллектуальные права, надо все равно вступать в отношения с социумом - а этого у рассматриваемого нами человека не получается. Поэтому он может вначале работать на износ, создавая свой труд - а потом уйти в фантазии, как этот труд сам себя продаст. Не исключено, что в диссоциативный период человек будет предаваться различного рода химическим зависимостям.
***
Компьютерный гений. То же самое, только в Интернете. В среде программистов заключить договор о передаче прав на созданную программу для ЭВМ или базу данных можно дистанционно. Это помогает подобным "компьютерщикам-одиночкам" все же неплохо зарабатывать на своих продуктах - однако в диссоциативный период "замирания" все деньги уходят на бесцельное времяпрепровождение за компьютерными "игрушками" или банально на еду (в том числе выпивку). Так что ждать, что у такого человека возникнут денежные накопления, можно вряд ли.
***
Виртуальный ловелас. А вот это совсем интересно! Свойственно больше мужчинам, чем дамам. Естественные желания порой никуда не деваются. Работа (как правило, тоже дистанционная) идет своим чередом, а вот свободное время виртуальный бабник проводит двумя способами. В период активной деятельности он бОльшую часть своей энергии направляет на сайты знакомств, где "создает пары" буквально со всеми подряд. И именно на таких мужчин дамы на подобных сайтах жалуются: шла интересная переписка, но как только предложила встретиться - слился и занес меня в бан. Все правильно. Фаза деятельности сменилась фазой диссоциации: человек испугался контакта с "живым" внешним миром и ушел в фантазии.
***
Фрилансер-гедонистка. Что касается женщин, в нашем обществе по сей день считается, что увлечение сразу несколькими мужчинами свидетельствует, скажем так, о сниженной социальной ответственности дамы. Поэтому женщина, реагирующая по типу "бегство-ступор", не станет завсегдатаем сайтов знакомств. Она будет определенное время напряженно работать - как правило, не по найму, а на определенном проекте, имеющем конечный и не сильно отдаленный срок. Потом же непременно поедет в отпуск - как можно дальше от цивилизации и с как можно меньшей возможностью общения, чтобы, опять же, на отдыхе предаться грезам и фантазиям.
Нечто подобное описала Агата Кристи в своем романе "В 4:50 с вокзала Паддингтон" (альтернативный перевод - "Точно по расписанию") относительно героини по имени Люси Айлсбэрроу, экономки по найму на короткие сроки (скажем, когда хозяйка хочет уехать с мужем отдыхать или недавно родила ребенка - и не может контролировать дом лично). Там, правда, Люси сохраняет дар приятного общения со своими хозяевами - но ни с кем не откровенна и тем более ни с кем не сближается; к тому же, ни к одному работодателю не нанимается надолго, а между работами непременно едет в длительный отпуск одна.
Кстати, есть мнение, что сама леди Агата имела черты поведения по типу сочетания бегства и ступора, вызванные союзом с нарциссичным мужем.
***
Далее поговорим о том, как с другими способами защитного поведения может сочетаться уступка.
Продолжение следует!