Найти в Дзене
Дмитрий Пейпонен

"Но только я в недоумении. Я не слыхал, чтобы любовь могла от ревности зажечься. Родится ревность от любви" (С) Фильм "Собака на сене"

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Здравствуйте, дорогие друзья! Пересмотрел вчера один из своиз любимейших фильмов - "Собака на сене" и решил порыться в залежах интернета и найти для вас интересные факты об этом фильме. Но для начала скажу, за что я люблю этот фильм. Во-первых, конечно, прекраснейшая музыка Геннадия Гладкова! Честное слово! Это просто шедевр! Все-таки, Гладков был гениальным композитором, светлая ему память! И песни персонажей под эту музыку! Особенно основная, заглавная тема, помните:

Сталь подчиняется покорно:
Её расплющивает молот,
Её из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке,
И в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный!

А в блестящем исполнении Боярского эта песня звучит просто великолепно! Во-вторых, естественно, нельзя не отметить гениальную игру актеров - даже на второстепенных ролях. Но главная звезда фильма, конечно же, Маргарита Терехова в роли Дианы! Нервные пальцы, темперамент, этот своеобразный "тереховский" голос и манера говорить, горделивая осанка, взгляд - ну настоящая Де Бель Флер! Тем более, что на момент съемок "Собаки на сене" Терехова была настоящей звездой после "Зеркала"

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Но теперь давайте о фильме. Этот замечательный музыкальный фильм, ставший любимым у нескольких поколений, режиссёр Ян Фрид снял в 1977 году. Фильм получился лёгким и воздушным, он смотрится на одном дыхании и создаётся впечатление, что и снимался он так же легко. Но это не так. Первое время съёмки проходили очень тяжело, да и подбор актеров практически на все роли был очень непростым. Первоначально на роль Дианы предполагалось назначить Ирину Мирошниченко или Людмилу Чурсину. На роль Теодоро пробовался Олег Янковский, Гирт Яковлев и Олег Даль.

Гирт Яковлев. Фото из свободного источника
Гирт Яковлев. Фото из свободного источника

Графа Лудовико мог бы сыглать Георгий Вицын. А вот на роль маркиза Рикардо, как раз-таки, пробовался Михаил Боярский и был практически утвержден сразу.

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Непросто было и с режиссёром. Ян Фрид всю жизнь мечтал снимать музыкальные фильмы, но практически всю жизнь занимался документалистикой. "Собаку на сене" он видел его именно чистой комедией, чем-то водевильным, опереточным. Но текст пьесы явно выбивался из такой концепции. Решительно против была и Маргарита Терехова.

Говорят, ссоры и споры на между режиссером и актрисой на съёмочной площадке были весьма громкими. Но Тереховой удалось настоять на своём и в результате фильм получился и глубже и трогательнее, чем изначально планировалось. Рассказывают, что Ян Фрид перестал спорить, когда стало понятно, что фильм получается.

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Одной из последний "спорных" стала сцена, в которой Диана бьёт Теодоро по лицу. Режиссер хотел, чтобы Диана лишь легко коснулась веером лица секретаря. Терехова же считала, что в таком случае сцена получится неубедительной. За поддержкой она обратилась к наблюдавшим за съёмками экскурсантам (съёмки проводились в Ливадийском дворце Крыма, при этом экскурсии по нему продолжали водить). Мнение "группы поддержки" было единодушным, в результате Диана, войдя в роль, действительно разбила нос бедняге Теодоро. Так что кровь в фильме вполне настоящая.

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Говорят, что именно после этого эпизода актёры, наконец, перешли на "ты".

Нельзя не упомянуть и костюмы. Фильм, как уже было сказано, снимался в 1977 году, в период дефицита. Многие костюмы переходили из фильма в фильм. Черный камзол секретаря, в котором Михаил Боярский снимается почти весь фильм, имеет вполне благородное происхождение.

До него в этом костюме снимался Иннокентий Смоктуновский, игравший принца Гамлета.

А камзол Маркиза Рикардо, в котором красуется герой Николая Караченцова, уже через год "переедет из Неаполя в Париж" и достанется Атосу Вениамина Смехова.

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Ну и еще немного, чтобы не растягивать статью до размеров докторской диссертации.

Именно благодаря роли Теодоро Михаил Боярский вскоре получил и другую свою, не менее знаменитую, роль - д’Артаньяна. Юнгвальд-Хилькевич запомнил его именно по этой роли. Дело в том, что Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни не показал нужного результата и не оправдал ожиданий режиссера. Для пылкого Теодоро он был чересчур скован и зажат, и его хотели снять с роли, но тут вмешалась Маргарита Терехова, настоявшая на том, чтобы актеру дали шанс раскрыться. И она оказалась права – с этой ролью Боярский справился просто блестяще и оказался так убедителен в этом образе, что на него обратил внимание Юнгвальд-Хилькевич и пригласил в свой фильм.

Кстати, Боярский поёт в фильме и за Теодоро, и за графа Федерико (играет Игорь Дмитриев) и, частично, за Тристана (Армен Джигарханян).

А Диану и Марселу объединяют не только любовь к секретарю, но и общий голос - за обеих в фильме поёт Елена Дриацкая.

А еще, это был первый фильм, в котором запел Николай Караченцов. Кстати, подпевали ему артисты Ялтинской самодеятельной Народной оперы.

фото из свободного источника.
фото из свободного источника.

И в конце, как обычно я делаю, когда пишу статьи о фильмах, несколько цитат из этого замечательного фильма. Кстати, хочется отметить, что хоть говорят в фильме стихами и песнями, это совершенно не "обламывает". А вас я попрошу написать в комментариях, нравится ли вам "Собака на сене", за что и какой персонаж вам ближе. Итак, цитаты:

Хотите, чтоб я понял вас,
И я же глуп, когда вас понял!

— Скажите, что Вы говорили? Как признаются в нежной страсти мужчины женщинам?
— Как всякий, кто обожает и вздыхает, приукрашая сотней врак одну сомнительную правду.

фото из свободных источников.
фото из свободных источников.

А вот это одна из моих любимых: "Один дурак, другой помешан, а ты - обоим им под стать!"

Когда б Вы были провожатым вельможной дамы,
Вы, конечно, в плаще бы руку подавали...
Но Вы пока мой секретарь, и секретарь держать обязан
моё падение в секрете, когда желает сам подняться...

Кто мало видел - много плачет

Вы так красивы, что, взглянув на вас,
Я убеждён, что вы благополучны.
У женщины, как опыт учит нас,
Здоровье с красотою неразлучны.
Вы свежестью так радуете глаз,
Что лишь невежда, лишь глупец докучный,
Который до рассудка не дорос,
Вам о здоровье задал бы вопрос!
Итак, что вы благополучны, зная
По вашим восхитительным чертам,
Хочу узнать, сеньора дорогая,
Насколько я благополучен сам.

И конечно же, в заключение я очень рекомендую всем, кто уже смотрел этот прекрасный фильм, пересмотреть его еще раз, а всем, кто не смотрел, посмотреть и насладиться блестящей актерской игрой и гениальной музыкой Геннадия Гладкова!

фото из свободного источника
фото из свободного источника
фото из свободного источника
фото из свободного источника
фото из свободного источника
фото из свободного источника

2202 2032 1742 2346 - ДЛЯ ДОНАТОВ, спасибо за поддержку!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ, ТАКЖЕ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЮ СТРАНИЧКУ НА ЛИТРЕС, А ТАКЖЕ НА СТРАНИЧКУ НА РИДЕРО , ОСТАВЛЯЙТЕ КОММЕНТАРИИ И СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ! ВСЕМ ДОБРА! ИСКРЕННЕ ВАШ, ДМИТРИЙ ПЕЙПОНЕН. Почта для сообщений: disoro.ru@yandex.ru

-13
-14
-15