Курская битва по праву считается ключевой в Великой Отечественной войне. О ней немало написано исторических исследований и художественных произведений. Однако вокруг этого эпохального сражения до сих пор не утихают споры.
Накануне решающего сражения
Гитлеру было важно показать всему миру, что несмотря на поражения под Москвой и Сталинградом, его армия остаётся самой мощной в мире. По его указанию немецкий Генеральный штаб несколько месяцев готовил наступательную операцию в районе Курского выступа. Она получила кодовое наименование "Цитадель". К лету 1943 годе германская промышленность освоила серийный выпуск и направила в войска истребители Focke-Wulf Fw-190A, штурмовики Henschel Hs-129, самоходные артиллерийские установки «Фердинанд», и тяжёлые танки «Тигр».
Командование Вермахта было уверено в успехе. Особая надежда возлагалась на танки "Тигр", лобовая броня которых была неуязвима для советской бронетехники, а поражение уязвимых мест танка было возможно лишь с близкого расстояния. Полевые испытания "Тигров" показали, что они способны пробивать броню Т-34 с двух километров.
В то время главным инспектором бронетанковых войск Вермахта был генерал-полковник Гудериан. В советских танках и нашей тактике ведения боя он разбирался профессионально. На совещании в ставке фюрера он не поддержал идею операции. Однако, его мнение учтено не было.
Мощная наступательная группировка и несокрушимая оборона
В районе Курского выступа немцы сосредоточили свои лучшие дивизии: «Райх», «Мертвая Голова», «Адольф Гитлер», «Викинг». На ключевые посты были назначены боевые генералы. К участию в операции привлечено практически 2/3 боевых фашистских самолётов. В результате пятидесятидневных боёв Вермахт потерял полмиллиона своих солдат и офицеров, полторы тысячи танков и столько же самолётов. Таких потерь у немцев никогда не было.
Исход битвы во многом определило предвидение советского командования о вероятном направлении главного удара фашистов. В районе Курска группировка советских войск состояла из восьми оборонительных рубежей. Общая глубина нашей обороны составляла 300 километров.
Кто же нам помог?
Неоценимую услугу нам оказал человек, сумевший передать советскому командованию документы секретного плана "Цитадель". Его наличие не только убедило нашу ставку во главе со Сталиным в правильности своих прогнозов, но и дало возможность грамотно подготовиться в решающему сражению.
До сих пор историки Третьего рейха ведут споры о личности, передавшей Красной армии план сражения.
Оказалось, проще всего обвинить в предательстве простого фотографа, чем представителя высших чинов рейха. Однако, Гофман был предан Гитлеру и оставался с ним до последнего. Поэтому вряд ли он был способен на измену.
Особенно ценную информацию он получал от Рудольфа Рёсслера. После прихода Гитлера к власти Рёсслер эмигрировал в Швейцарию. В Германии у него остались друзья, занимавшие важные посты в иерархии рейха. Рёсслер активно сотрудничал с англичанами, а когда узнал, что те не передают Советскому Союзу информацию, относящуюся к Восточному фронту, вышел на контакт с Радо.
Некоторые историки не исключают, что помощь Москве мог оказать родственник английской королевы.
Энтони Блант после знакомства с Кимом Филби, который уже сотрудничал с СССР, решил помогать советским властям. Став членом "Кембриджской пятёрки" он получил оперативный псевдоним "Джонсон". Его служба в британской контрразведке МИ5 позволяла добывать ценнейшие сведения. Возможно, он передал и документы по наступлению под Курском. Однако, и эта версия пока не подтверждена.
В Курской битве нацистская Германия потерпела военно-стратегическое поражение. Она утратила инициативу и уже до конца войны не помышляла о наступательных операциях.
Буду благодарен за ваши комментарии и лайки.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.