Недавно решила послушать что-нибудь милое про любовь. Под руку попалась песня Димы Билана «Ты должна рядом быть». Я ее уже слышала раньше, поэтому подвоха не ожидала. Но черт меня дернул внимательнее, чем обычно, вслушаться в текст.
Давайте вслушаемся в песню вместе.
Начинается первый куплет.
Те слова, что ты сказала,
Словно камни, бросив мне,
Ни за что б не написала
И в прощальном ты письме.
Мы понимаем, что героиня оскорбила героя, причинила ему боль своими словами. Поэтому подключаемся к его переживаем, сочувствуем ему. Дальше этот эффект усиливается:
Зачем словами больно бьешь?
И так ты уйдешь.
Ты свободна вполне
И не надо вдвойне
Мне хватит и взгляда.
Мы понимаем, что тут уже не просто ссора, персонажи расстаются. Мы сопереживаем герою, вместе с ним негодуем: зачем девушка так себя ведет и причиняет ему боль своими словами, ведь он говорит, что ему и от одного ее взгляда больно. Но дальше начинается припев, и кое-что меняется:
Ты ДОЛЖНА рядом быть
Ты ДОЛЖНА ВСЕ простить
Выбрала ты
ПУСТЫЕ МЕЧТЫ
Почему героиня ДОЛЖНА быть рядом? Она чем-то обязана герою? Она его рабыня? Более того, она еще и ДОЛЖНА ВСЕ ПРОСТИТЬ. Получается герой натворил каких-то нехороших дел, при чем скорее всего не одно нехорошее дело, а несколько. Ну, или очень большое нехорошее дело, так как местоимение «все» подразумевает большое количество чего-либо. Таким образом, наш страдающий герой резко превращается в субъект, который разговаривает с героиней в приказном тоне, да еще и называет ее мечты пустыми. В этом тоже чувствуется агрессия: будучи близким для девушки человеком, он хочет, чтобы она выбрала его, а не свои мечты. Ведь с его точки зрения мечты ее пустые. А ее позиция становится понятнее: раз ее партнер настроен против ее планов, да еще и в чем-то провинился, то она может злится на него и ругаться обидными словами.
Когда я вслушалась в текст припева, то инстинктивно мне захотелось закричать в ответ: «Ты как со мной разговариваешь? Ничего я тебе не должна!» В этот момент, соответственно, я уже полностью перешла со стороны героя на сторону героини, думая, что она должна бежать от него куда подальше. Но послушаем второй куплет, может быть что-нибудь изменится?
Я люблю или ревную?
Но спасая и губя,
Ад мы сделали вручную
Только сами для себя.
Из этого кусочка мы понимаем, что герой сомневается в своих чувствах («Я люблю или ревную?»), он как будто понимает, что действует неверно. Девушку при этом он обвиняет тоже, говоря «ад МЫ сделали». Таким образом, мы можем сделать вывод, что девушка тоже совершала нечто, что привело отношения к разрыву. Она тоже не ангел небесный. Но разобраться в этом полностью мы не можем, поскольку герой снова переключается на собственные ощущения:
Я в ледяном горю огне,
Болью холод - это мне.
А ты свободна вполне
Пойми не надо вдвойне,
Мне хватит и взгляда.
То есть в аду мучается по итогу он один, а девушка свободна. Он снова пытается войти в образ того несчастного, которому мы сопереживали в первом куплете. Но теперь-то мы понимаем, что в жизни, действительно, не все так просто. И сопереживать ему намного сложнее.
Наш герой жалеет только себя, ему действительно плохо от расставания. Но из текста следует, что он это расставание заслужил своими поступками и поведением. При этом в содеянном он не раскаивается. Он считает, что девушка ДОЛЖНА его простить просто потому что. Он не поет «Прости меня, пожалуйста, я больше так не буду», он снова поет «Должна все простить». Должна просто потому что он так сказал.
Таким образом, мы видим человека, зацикленного на себе, на своих ощущениях. Ему действительно плохо при расставании, но мы понимаем, что девушка действует оправданно, ведь герой явно ее обидел. При этом музыка поддерживает настроение романтического страдания, и песня в целом выражает чувства абьюзера, который действительно считает себя пострадавшей стороной, его бросили, ему плохо от этого. Но он считает, что должен быть прощен и не понимает, почему этого не происходит.
Это очень интересный угол зрения, который я найти в песне не ожидала.
А какие эмоции вы испытываете, слушая эту песню? Делитесь в комментариях. Также в комментариях можете предлагать свои варианты песен для разборов.