Может ли этот небольшой эпизод из большой 25-летней истории Школы боевых искусств Анатолия Чиканчи стать частью книги-биографии об обычном парне, чье детство прошло в Вуктыле в советские времена, ставшим 11-кратным чемпионом мира по тхэквондо, мастером спорта международного класса и заслуженным тренером России?
Возможно, да! Так случилось, что писатель и публицист Григорий Спичак одну из глав уже написал, а литературный журнал «АРТ» опубликовал. Главный герой повествования – молодой начинающий тренер по тхэквондо Арсений Логинов. В его жизни произошла «закономерная случайность», однажды он «забрёл» в мир боевых искусств. И вот, что из этого получилось…
«Мы приедем, если ты хочешь!» – педагогическая миссия школы Анатолия Чиканчи / Григорий Спичак
Можно пробовать учиться, можно учиться фанатично, зациклившись на предмете обожания – всяко бывает. Среди своих знакомых и друзей Арсений Логинов видел и первых, и вторых. Но большей частью были всё-таки те, которые учились, потому что не учиться нельзя, потому что «так положено» и потому, что «всё равно же надо чему-то учиться». Короче – без куража. Да и сам он до определенного момента был из них – из большинства. Пока однажды не обнаружил, что есть учёба, как бы и не совсем учёба – она интересная игра, с интересными взаимоотношениями, с наглядным результатом.
Сегодня Арсений, хоть и начинающий, но уже уважаемый тренер по тхэквондо. Всего-то двадцать один год человеку, а уже тренер, и уже уважаемый. Потому что есть всё – и результат (его подопечные – призеры общероссийских соревнований), и удивленные глаза родителей учеников, и служение школе – той школе и тем принципам, которые заложил идеолог тхэквондо в Коми Анатолий Чиканчи. А ещё есть цель, есть вкус к жизни и готовность трудиться.
Но расскажем об Арсении всё-таки по порядку. Это события одного десятилетия, и потому они удивительны как пример взрывного роста личности.
В третьем и четвертом классах школы (12 лет назад) он занимался карате, ходил в Выльгортскую среднюю школу. Тогда он не дружил ни с одноклассниками, ни с пацанами во дворе. Дружил с папой и с мамой. Нет – он вовсе не «ботан», не очкарик-одиночка, просто класс бы такой – не дружный, двор – без приключений, а с родителями было интересно. Отец – актер драматического театра, мама – издатель, творческий человек.
С каратэ не сложилось, как не увлек и футбол в пятом классе. Они остались в памяти просто, как досуг того времени – не более.
А вот в седьмом классе неожиданно и всерьёз увлекся бадминтоном. Занимался этим видом спорта вплоть до занятий на 1-м курсе Сыктывкарского лесопромышленного техникума. Этот период – 2015-2021 год, шесть лет своей жизни, Арсений, наверное, будет помнить всю жизнь. И не только потому, что в это время у него появились друзья (их сейчас аж четверо, некоторые в других городах, но связь и дружба уже сложилась и разлуки не мешают), не только потому, что он стал призёром республиканских соревнований по бадминтону и получил ещё и судейскую третью категорию, а потому, что именно в это время он встретил людей, которые умеют увлечь, которые не просто преподают, а зовут за собой, вовлекая в дело и хлопоты, которые становятся командными.
Нельзя не отметить, что в СЛПТ сразу же, с первого курса, смогли разбудить в Арсении Логинове и азарт проектной деятельности. А это тоже командная работа, тем более что проектную деятельность по робототехнике студенты вели на базе станции юннатов, а не в скучных «теоретических» аудиториях.
Может быть, именно проектная деятельность разбудила в Арсении «слух на новаторство», и умение видеть магнетизм общего дела. Так тренер по бадминтону в СГУ Александра Холопова, куда Логинов ходил уже просто играть, занимался лишь, как отдушиной, обратила на себя внимание тем, что она тренировки превращала в игру, что «не по правилам», а для интереса – это тоже занятие и тоже навыки, которые строго по игре не обретешь. Разве это не педагогическая находка?
Так вот – слышите? Понимаете, что происходит с молодым парнем? Вдруг из плоскости спорт для него превратился в объем – в 3Д, потом в 5Д. Это когда в самом спорте он уже наблюдает и педагогические приемы, и механизмы вовлеченности в игру, и методические находки. Для студента – супер! Обычно к такому уровню профессионального взгляда подходят так к курсу 4-му, но у Арсения получилось прямо на старте…
Арсений поступил в СГУ на отделение «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура». Всё логично – ведь в его жизни был не только бадминтон, но и интересные преподаватели. Он просто обречен был учиться дальше именно по этому направлению. Но перед этим всё-таки произошло ещё одно событие, подбросившее его вверх по профессиональной деятельности.
В 2020-м он… забрел в Школу боевых искусств Анатолия Чиканчи. Слово «забрел» – это не кокетство, не приём, который обычно используют в рассказах об историях успеха. Знаете, сейчас таких брошюр и мотивационных роликов полно – дескать, шёл вот и «случайно» или «вдруг» просто куда-то зашёл. Ерунда это всё. Где вы видите «случайность» в траектории движения Арсения Логинова? Всё вполне себе закономерно, а не случайно.
Тогда, в 2020-м Арсений Логинов просто искал работу. Но – какую работу? Кто-то ему подсказал, что требуются всего лишь люди с опытом работы с детьми. А опыт был уже – небольшой, но был: всё-таки робототехнику Арсений детям уже преподавал. Однако, было тут и ещё одно условие: «Вам надо за год позаниматься и получить хотя бы синий пояс тхэквондо». Говорили, что это не сложно. Так и оказалось. Через год Арсений защитил «синий пояс», через два года – «красный» и на Всероссийском турнире по тхэквондо «Возрождение» в 2022 году взял уже второе место. Это было совсем уж достаточное моральное основание, чтобы преподавать тхэквондо детям и даже подростками.
- Сегодня самому маленькому моему ученику всего три года, - улыбнулся Арсений, - а самому старшему пятнадцать лет. Вот в этом возрастном диапазоне и все остальные мои подопечные. Есть и у меня наставник. Так устроена педагогическая архитектура школы. Это Ольга Михайловна Румянцева. Она безоговорочный авторитет. Ну вот сами посудите: всего в школе около 700 учеников, а 300 из них находятся под патронажем (или кураторством – как хотите назовите) Румянцевой.
Наверное, Арсению Логинову удается в свои занятия внести то, что он наблюдал в приемах старших товарищей – игровую, благожелательную струнку, с творческими вариантами. Ведь сам по себе первый курс университета ещё не дал даже теоретической базы. Вся база Арсения – живая, наглядная. Это база опыта.
Разве не показатель тот факт, что по регистрируемой статистике каждые четверо из пятерых его воспитанников возвращаются призёрами с соревнований. И не только призёрами, конечно, но и чемпионами в своих возрастных группах и в своих весовых категориях. Это очень хороший результат. В былые времена – например, в 1970-е годы за три-пять лет работы с такой результативностью тренер получал звание «Заслуженного».
- А есть у тебя Арсений, любимые ученики? Или такие, которые впечатлили как-то особенно?
- Слово «любимые» не совсем точное, потому что много детей своеобразных и интересных. И родителей тоже, – тут Арсений деликатно улыбнулся (что за этой улыбкой – можно только догадываться). - Но вот есть такой мальчик, который восхищает. Живет он в Пажге, ему 10 лет – Максим Исупов.
Арсений тут начинает рассказывать раз в пять живее и веселее про своего ученика, чем только что рассказывал про себя. Я понял – Арсений уже умеет вдохновлять. Конечно, умеет, если он и слова-то такие добрые нашёл для пацана, и родителей его отметил, и что самое важное – Арсений несколько раз подчеркнул силу синергии, совместных усилий «родители-школа-тренер- ученик» (и это тоже уже профессиональный педагогический взгляд).
- Не понял. Мальчик из Пажги на занятия в Сыктывкар ездит? Наверное, потому и с родителями…
- Не-е-т. Я к ним в Пажгу езжу. Один –два раза в неделю. У нас в школе Чиканчи так принято. Выездные занятия. Мы и в Седкыркещ, и в Эжву вот сейчас ездить будем. Если откроется какая-то группа, например, в Зеленце – и в Зеленец поедем.
Потом Арсений рассказывал мне про то, что преподавательская деятельность – это, как миссия. С одной стороны, вроде бы простые организационные работы, а с другой – это совершенно иная атмосфера взаимодействия педагога, ученика, родителей и общества. Совсем не обязательно, что это будет тхэквондо, но практика школы Чиканчи – это совсем другой уровень. Странно, что его не называют инновационным и обыватель думает, что это калька с моделей зарубежных школ.
Конечно, я, ещё беседуя с Арсением, отметил про себя и в тетради: «Конкурсы. Фестивали. Участие в общегородских мероприятиях», – обо всем этом Арсений тоже упомянул вскользь.
Чуть ли не сразу после того, как мы с ним расстались, я позвонил Анатолию Чиканчи. Вопрос у меня был «маленький», но обернулся часовой встречей в кафе и беседой на тему «прочее» (которое совсем не прочее, а вот как раз «Конкурсы, Фестивали», механизмы управления обучающим процессом и вообще – потенциал и границы школы).
Мне казалось, что я неплохо знаю про историю успеха школы Чиканчи, но это только казалось. Я знал о чемпионах и блеске выступлений, но не знал именно эту часть – уникальную педагогическую схему, на которую вывел меня Арсений Логинов, а его самого вывела судьба и любознательность.
Во-первых, о возрасте и охвате учеников школы – от 3 лет до…До бесконечности! Школа дает возможность постигать как азы искусства тхэквондо, так и двигаться к личным вершинам в выполнениях зачетных приемов, упражнений и комплексов.
Во-вторых, сама система – «Мы приедем, если ты хочешь!» беспрецедентна. Она почти религиозна по миссионерской самоотдаче. Она такая, какая в педагогике уже почти забыта. А ведь когда-то, ещё два поколения назад, учитель, шедший к ученику, был не чудом, а нормой.
В-третьих, сама по себе система обучения – конкурсная, игровая, иногда, я бы сказал, квестовая, наполняет общим позитивным мироощущением, собирает человека. Вы думаете, что только на спорт? Конечно, не только – и на учёбу вообще, и на бизнес, и на легкость коммуникаций с людьми из разных сред и разных социальных положений.
Так вот – о конкурсах в школе Чиканчи. Их тут только для педагогов основных пять: 1) конкурс «Знамя» – это о высших результатах; 2) «Забота» – конкурс массового результата (подопечные тренера, участвовавшие в соревнованиях, мероприятиях, демонстрационных и общественных делах); 3) «Росток» – лучшие молодые тренеры; 4) «Зерно» – лучший филиал школы; 5) «Салют» – самый популярный тренер.
Начали мы разговор о конкурсах и, конечно же, встал вопрос о критериях – оценивает-то кто и как? Оказалось, что система учета работы, охват различными видами деятельности больше (в разные сезоны года), чем кажется. Ученики школы ведут «Дневник успеха», в котором отражены показатели, дела, тренировки, соревнования, участия в мероприятиях – т. е. такой дневник гораздо гуще школьного и главное – он гораздо честнее и мотивационнее, как для ученика, так и для педагога. (Родителям голову тоже не задуришь, между прочим…).
Кроме этого – все 14 педагогов школы и сами ведут «Дневник успеха», потому что он для них дополнительно помогает в самоконтроле в сезонной деятельности и в персональном внимании к конкретному ученику.
Ещё я, например, не знал, что судей в тхэквондо квалифицируют … с 12 лет!
Более того – они с 12 лет уже участвуют и в отдельных конкурсах судей. Даже в бадминтоне жестче. Я вспомнил слова Арсения, что он судьей по бадминтону стал только в 17 лет.
Что же касается этого специфического конкурса судей, то тут, по рассказам Анатолия Чиканчи, энтузиастом и фактически родительницей этого конкурса стала одна поклонниц этого вида спорта, почетный судья Республики Коми Татьяна Ивановна Галаева. Призовой фонд обеспечивает вот уже несколько лет тоже она. Итоги подводятся один раз – обычно под Новый год, и тут конверт с денежным призом, конечно, очень кстати.
Республика Коми знает и гордится звонкими именами наших тхэквондистов – чемпионов мира, мастеров спорта международного класса Вячеслава Майсерика и Александра Морозова. В рейтингах школ тхэквондо России уже двадцать лет наши спортсмены стабильно в первой тройке. Всё это хорошо. И всё это мы тысячу раз читали в республиканских газетах и даже в федеральных. И как-то проскоком всегда уходят на второй план такие факты, как участие школы тхэквондо в соревнованиях по карате и джиу-джитсу, по боксу и даже по лыжам… Никто не скажет «стоп-стоп, стоп – мы о каком спорте говорим?»
Как-то не появляется вопрос – а с такой охватностью и с такой результативностью, какой же бюджет должен быть у этой организации? Ведь тут на одном фонде оплаты труда педагогам и на командировочных расходах по зарубежным выездам не выдержит статья бюджета самого Министерства физической культуры и спорта! Точно. Не выдержит. Потому феномен школы Чиканчи и в этом – в самоокупаемости. И в этом – в универсальности подходов (это о боксе, лыжах, джиу-джитсу и карате).
Может быть, давно пора говорить том, что создана, по сути, не школа, создано спортивно-педагогическое движение? Ведь мы имеем дело с явлением совершенно другого уровня, достойного внимания и мультиплицирования на всю страну. А что это значит? А это значит, что республика имеет бренд – «Достояние», который надо продвигать не меньше, чем Маньпупунёр или Усть-Цилемскую «Горку». Потому что дело мы имеем не только с инклюзивным инновационным продуктом, но и с универсальным: спортивная – педагогическая – культурная (многофункциональная) площадка, которая ко всему прочему готовит и своих педагогов и специалистов вообще. Про самоокупаемость вообще хочется говорить шёпотом. Чтоб не сглазить.
Сам Анатолий Чиканчи в возрасте зрелости, Арсений Логинов молод, когорта педагогов разновозрастная и замотивированная, а это значит, что и до полного раскрытия потенциала школы Чиканчи дело ещё не дошло.
Тот случай, когда хочется попросить чиновников не помогать и ничего не трогать. Не мешайте. Через пять-десять лет вырастут десять арсениев логиновых, ещё десять майсериков и морозовых, придут те, кто понимает Татьяну Ивановну Галаеву, и вместе с Анатолием Чиканчи они вытащат поколение зуммеров в 21 век в том качестве, в котором ни чиновник, ни самый смелый фантазер-родитель (если он эгоист) даже не представляет.
Нет кризиса российской школы. Бывают паузы поиска новых подходов. Когда я пожимал руки Арсению и Анатолию при расставании, я точно уже знал – у них пауз нет.
🔊 Включайте звук и листайте флипбук 👉 здесь!