Найти в Дзене
Alebrio

Нелицеприятные факты о Караваджо и его картины, которые повлияли не только на художников, но и на голливудских режиссёров.

Караваджо — наверное, самый буйный, противоречивый и талантливый художник своей эпохи. Он изменил живопись и понятие о правильной светотени, не стеснялся предельного натурализма на своих картинах, а для моделей использовал бродяг и девиц лёгкого поведения, правда писал с них не абы кого, а христианских святых. И странное дело, святые получались очень убедительные, и хотя современники негодовали, но мало кто осмеливался высказать своё недовольство лично художнику, поскольку тот был очень вспыльчивым и готов схватиться за шпагу при первой возможности. Драки и дуэли для него были привычным делом, Караваджо опровергал все представления, что художник — человек мирный и безобидный, потому и обидеть его может каждый.

Скорее обидеть мог сам Караваджо, он был очень несносным и самолюбивым, а однажды в уличной драке убил человека. Считалось, что тот неодобрительно высказался о его подруге, хотя Караваджо не менее охотно заводил отношения и с юношами, которые позировали ему для картин.

Вакх
Вакх

В общем, классический злой гений, хотя трагического в его судьбе было немало. Да и его вспыльчивость и желание при первом удобном случае хвататься за шпагу были следствием господствовавших тогда понятий о личной чести, которую нужно защищать с оружием в руках.

Его буйный характер проявился и при создании картин. Караваджо во время работы над «Воскрешением Лазаря» недолго думая, ради пущей убедительности велел вырыть свежий труп на кладбище и заставил его держать своих натурщиков.

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Те отказались — грешное это дело, тревожить почившего, да и противно. Но Караваджо был очень убедителен, правда предпочитал в качестве основного аргумента угрозы холодным оружием. Натурщикам ничего не осталось делать, как исполнить волю художника.

Несмотря на буйную и не слишком длинную жизнь — всего 38 лет, Караваджо написал множество картин, причём немало из них были утрачены. То есть работал он быстро и есть мнение, что практически не пользовался этюдами, писал сразу набело, хотя его работы сложные как композиционно, так и по технике исполнения.

Преображение святого Павла
Преображение святого Павла

Но особенно прославился Караваджо своей изумительной светотенью. Свет позволяет высветить эмоции персонажей его картин, полнее раскрыть характер, заострить на главном и скрыть несущественное, придать объём картинам. Причём источник света явно искусственного происхождения, словно бы действие происходит на съёмочной площадке и на актёров светят мощные прожектора.

Обращение святого Савла
Обращение святого Савла

Именно кинематографичность освещения картин Караваджо стала источников вдохновения многих режиссёров, в частности, Джеймса Грея. Тот настоятельно рекомендует своим операторам и мастерам по свету получше ознакомиться с картинами итальянского гения, пусть знают, как нужно ставить свет.

Вдохновлялся картинами Караваджо и знаменитый режиссёр Мартин Скорсезе во время работы над фильмом «Злые улицы». Многие события этого фильма происходили в полутёмных барах, где караваджовская светотень была как нельзя кстати.

Призвание апостола Матфея
Призвание апостола Матфея

Ну а в более известном фильме Скорсезе «Славные парни», немало кадров с таким же резким освещением как на картинах Караваджо.

-6

Более того, Скорсезе говорил, что Караваджо отлично умеет показывать историю на своих картинах, отражает самую суть, момент пикового действия без долгих прелюдий, чем сразу захватывает зрителя. «Больше всего я научился у Караваджо» — писал Скорсезе.

Взятие Христа под стражу
Взятие Христа под стражу

Резкое противопоставление света и тени, характерное для картин Караваджо, получило название «кьяроскуро», что переводится с итальянского как светотень. Это стиль впоследствии взяли на вооружение многие художники того времени, писать как Караваджо было очень модно, но подражание — это не поиск нового в искусстве.

Возможно, лучшая картина Караваджо — «Погребение Христа».

Погребение Христа
Погребение Христа

Ещё никто не писал библейский сюжет так натуралистично и естественно, а библейские персонажи не походили на обычных людей. Эту картину впоследствии пробовали переписать на свой лад многие художники, в том числе Рубенс и Фрагонар, но оригинал Караваджо куда лучше.

Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины
ArtAlebrio19 января 2023
​Сумел остановить войну, торговал своими подделками и другие факты из жизни Рубенса, по-новому раскрывающие личность художника
ArtAlebrio16 сентября 2023

На сайте маркетплейса artAlebrio.com вы сможете купить: живопись, графику, фотографию, малотиражные издания современных художников на любой вкус и цвет, в коллекцию или в подарок.

-9