Жанна Болотова – одна за самых загадочных актрис советского кино. Она появлялась на экранах нечасто, но всегда создавала особые незабываемые образы. Рано оставила кинокарьеру – после 1988 снялась только в одном фильме – Балабановских «Жмурках». Тем не менее, продолжала оставаться довольно значимой фигурой в российской культуре и общественной жизни. Да и поныне остается, несмотря на то, что перешагнула порог восьмидесятилетия. Как складывалась ее жизнь?
«Звездочка» по случаю
Пятнадцатилетняя дочь сотрудника МИДа приехала в гости к подружке, живущей недалеко от московской киностудии им.Горького. На обратном пути из любопытства подошла к толпе, образовавшейся возле остановки городского транспорта. Оказалось, набирали массовку для запускавшегося тогда фильма «Тихий Дон». Неожиданно ее тронули за плечо:
Девочка, в кино хочешь сниматься? Оставь номер телефона, тебе позвонят.
Тогда это была стандартная процедура: ассистенты режиссеров в буквальном смысле ходили по улицам, школам, детским садам и отыскивали интересные типажи детей и подростков для киностудий. Жанне действительно позвонили на следующий день. Пригласили на кинопробы. И вскоре «отобрали» для исполнения главной роли в картине «Дом, в котором я живу», который снимали Яков Сегель и Лев Кулиджанов.
Через год Жанна, что называется, «проснулась знаменитой». Хотя сама себе на экране не понравилась, и лет тридцать из принципа отказывалась пересматривать свой первый фильм… Однако со временем пошла учиться во ВГИК.
Муза Окуджавы
Жанна Болотова была изысканно красива. В ее лучистых бездонных голубых глазах светилась не только утонченная женственность, но и духовная глубина. Особенно это привлекало людей творческих.
С Булатом Окуджавой меня познакомила моя подруга Оля Красина. Я безумно страдала после завершения одного бурного юношеского романа. Оля пригласила меня на вечеринку: «Будет весело, развеешь свои страдания». Были Шпаликов, Митта, Левитанский, Окуджава. Булат сел напротив меня и запел. Это было так печально, искренне и все как бы про меня, мою жизнь, мои чувства… Мне казалось, он поет только для меня…
Жанна была вдвое младше Булата Шалвовича. Похоже, юная изящная и явно умная девушка действительно пленила его. Считается, что Окуджава посвятил Болотовой четыре песни. И хотя официально посвящения никогда не были зафиксированы, «две холодных звезды голубых» из «Смоленской дороги» вызывают совершенно явные ассоциации с Жанной тех времен. Ее удивительные глаза небесного оттенка и глубины тогда широко обсуждались в творческом сообществе Москвы. Они начали встречаться каждый день. Ходили вместе во всякие интересные компании.
Мне безумно нравилось общество настоящих мужчин, прошедших через войну. Все время звучали удивительные стихи и песни. Вскоре к нам еще и Наум Коржавин присоединился… Все это меня опьяняло, дарило предвкушение усыпанного розами жизненного пути. И вдруг одна моя старшая подруга – второй режиссер из «Дома, в котором ты живешь» - сказала: «Главное сокровище девушки – доброе имя. А вы с Олей постоянно проводите время с этими взрослыми для вас дядьками, не задумываясь, кем вас считают…» И несмотря на то, что я ничего неприличного не делала, эти слова засели в моей голове. Я задумалась…
Булат Шалвович не понял, почему Жанна вдруг отказалась гулять с ним по улицам, сопровождать на вечеринки… А это было результатом ее размышлений:
Я поняла вдруг, что Булат испытывал ко мне иные чувства, чем я к нему. Он уже однажды спрашивал полушутя, что будет, если он придет к моим родителям с букетом пионов… А я никогда не была в него влюблена. Мне просто его песни очень нравились. Пришла пора расставить все по своим местам…
НЕ любовный треугольник
Падкие на дешевые сенсации современные журналисты нередко пишут, что в этот период Николай Губенко, с которым Жанна близко дружила с первого курса, приревновал ее к Окуджаве, и они поссорились на несколько лет. Ссора действительно была связана с Окуджавой, но ревность тут ни при чем. Николай и Жанна в тот момент искренне считали себя просто хорошими друзьями, без всякого романтического или эротического подтекста.
Булат вновь позвонил мне перед днем рождения Ларисы Лужиной. Надеялся там со мной встретиться… Я сказала: «Тебе не будет интересно. Наши мальчики-однокурсники выпьют водки, будут бутылки в стену швырять. Зачем тебе это?» … Он все равно пришел, да еще передал мои слова кавалеру Ларисы, а тот остальным. И Коля, вечный защитник справедливости, жестко меня отчитал. В гневе он был страшен! Обозвал меня «генеральской дочкой», презирающей окружающих, говорящей о них гадости за глаза. Конечно, Коля не понял, да и не мог бы понять, что я так сказала, потому что не хотела, чтобы Булат приходил. Поссорились конечно… Вообще не общались до окончания ВГИКа. Я его игнорировала.
А вскоре Жанна «выскочила» замуж за художника Николая Двигубского. Родившегося и выросшего в Париже, двоюродного брата Марины Влади – настоящего аристократа, одним словом:
От страха я это сделала… «Боже мой, - думала, - я же останусь старой девой!» Очень скоро поняла, что совершила ужасную ошибку. Нельзя замуж без любви выходить. Это была моя драма. А Коля Двигубский был чудесный, очень избалованный только…
Этот брак продлился около года. Губенко в свою очередь тоже пережил череду разнообразных личных поисков, включая гражданский брак с Ниной Ульяновой. Помирились Болотова и Губенко только перед выходом на дипломы:
На прощанье все говорили друг другу всякие хорошие слова. Я подошла к Коле, протянула руку, говорю: «Что, неужели вот так глупо разойдемся по жизни, не помирившись?» Мы помирились и больше не разлучались никогда. Вот, собственно, и вся наша история…
Ровня, ровня…
Еще один современный миф – то, что союз Болотовой и Губенко был ужасным мезальянсом. Дескать, дочь дипломата и какой-то «безродный» детдомовский подкидыш. Не было слово «детдомовец» клеймом в послевоенном СССР!
Самые разные дети лишались родных в ту страшную годину. Росли в детских домах. Вырастали академиками, артистами, композиторами, государственными деятелями. Считались не «безродными», а наследниками героев и жертв великой войны. Погибший отец Николая Губенко, кстати, был летчиком, военной элитой. А мать работала главным конструктором нефтеперерабатывающего завода, и была повешена оккупантами за отказ сотрудничать.
Да и сословная спесь в те годы в СССР была не в чести. Потому что люди попадали в элиты из любых слоев общества, за счет собственного ума, приобретенных знаний, силы духа и характера. Эпоха «сынков» и «дочек» еще не наступила… Если в чем и было неравенство – так это в детском опыте. Жанна Болотова вспоминала:
Я росла обожаемым ребенком. Все в нашей семье безумно любили друг друга: я, родители, бабушка, для которой я была смыслом жизни. И я все время поражалась, как Коля, не видевший материнской ласки, живший в детском доме, вырос таким необыкновенно добрым, нежным, чутким. Это чудо настоящее.
«Министр и недотрога»
Так назывался документальный фильм о семье Губенко и Болотовой. Жанна нашла название претенциозным и неточным:
Не была я никогда «недотрогой». У меня, скорей, мужской характер: иметь дело только с тем, что мне нравится. Всего касалось: работы, людей, жизни. Быть только там и с теми, где и с кем было интересно.
С Николаем Губенко ей было интересно почти 60 лет. Они любили одни книги, одни фильмы, одних людей. Больше ни разу в жизни не поссорились всерьез. Хотя по профессиональным вопросам могли орать друг на друга так, что соседи пугались. Когда Губенко вторично отучился во ВГИКе – уже на отделении режиссуры – Жанна стала его неформальной, но незаменимой помощницей:
Я была его критиком и редактором. Обычно именно я прочитывала сценарии, которые ему приносили. Он мне доверял, зная, что наше мнение всегда совпадает
Болотова оставила кинокарьеру в 47 лет, хотя предложений работы у нее было в достатке. Предпочла заняться заботой о старой больной матери после смерти своего отца, обустройством домашнего очага, помощью мужу в работе. По сути все, сделанное Губенко после 1988 безоговорочно можно считать результатом совместной деятельности супругов. От его министерской деятельности до руководства «Содружества актеров Таганки». После того, как Болотова неожиданно все же снялась в «Жмурках» в 2005, журналисты вновь стали задавать ей вопросы, почему же она больше не появляется на экранах. Она отвечала:
Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. Присылали несколько раз какие-то жуткие сценарии… К тому же мне неинтересно воплощать героинь, которых позволяет моя нынешняя внешность. Подтяжек делать не хочу. Пусть лучше зрители запомнят утонченный образ былой красавицы
У Болотовой и Губенко был бездетный брак – оба были слишком поглощены друг другом и делом, которое делали. Почти в унисон говорили в интервью:
Люди некоторых специальностей просто не имеют право быть родителями
Можно, конечно, такую позицию осуждать, но зачем? Она была осознанной. Когда Николай Губенко три года назад умер, Жанна Болотова осталась одна на всем белом свете. Губенко был ее главным сокровищем в жизни:
Никогда и нигде не было и не будет такого человека, как Коля. Мне невозможно тяжело без него…
А вы как считаете, было бы Жанне Болтовой легче пережить потерю, если бы дети и внуки в семье все-таки были? Или это иллюзия, и того, кто незаменим, все равно никто не заменит?