Слово "граффити" в переводе с итальянского означает "нацарапанный". Самые первые примеры стрит-арта были выполнены в простой незамысловатой форме. История граффити берет свое начало в древнем мире. Наиболее ранние примеры стрит-арта появились тридцать столетий до нашей эры. Это были рисунки на скале и пиктографии, которые наносили костями животных и пигментами.
Граффити часто использовали как источник для вдохновения. Греческое слово "rock" (судьба), нанесенное на стену собора Парижской Богоматери вдохновило французского писателя Виктора Гюго к написанию известного романа.
Уличное искусство начало формироваться в 60-тые годы прошлого столетия. На его появление повлияли молодежные контркультурные движения, которые начали активно развиваться в Европе и США. Участники этого движения в основном были анархистами или людьми, которые боролись с капиталистическими ценностями.
Одним из самых важных европейских уличных движений является Provo, которое зародилось в Амстердаме в 60-тые годы. Оно началось с того, что анархисты начали выпускать свою газету. Одной из самых крупных акций Provo стала “Белый велосипед”, которая заключалась в том, что активисты, которые были противниками автомобилей, предлагали людям бесплатно воспользоваться велосипедом.
Еще одно интересное уличное движение, которое сыграло большую роль в истории стрит-арта - это психогеография, которая родилась во Франции в 50-тые годы. Ее суть заключалась в том, чтобы переосмыслить городское пространство посредством выделения эмоциональных зон. Активисты этого движения хотели получить новое видение городского пространства вне его потребительской функции.
В 1968 году в Париже прошли многомиллионные манифестации. Активистами были организованы мастерские по созданию политических плакатов. К манифестации присоединились художники, что дало стимул к появлению сцены уличного искусства в Франции. Первые художники создавали минималистичные работы с помощью баллона или посредством трафаретной техники.
Термин стрит-арт появился в 1985 году вместе с выходом одноименной книги. То, уличное искусство, которое мы воспринимаем сегодня, начало формироваться на рубеже 90 - нулевых годов.
В конце 60-ых - начале 80-ых годов в США берет свое начало история граффити. Изначально оно было подростковой забавой и не имело никаких политических или социальных интенций. До 70-ых годов прошлого столетия граффити существовало только в словесной форме. Затем появились стрит-арт художники, которые начали использовать разные цвета, украшая улицы Нью-Йорка.
В 1971 году граффити впервые было упомянуто в популярном издании The New York Times. Публикация была посвящена одному из пионеров стрит-арта TAKI 183. Статья The New York Times вызвала большой интерес к уличному искусству в США.
Затем писатель и журналист Норман Мейлер вместе с фотографом Джоном Нааром выпускают первую книгу, посвященную граффити под названием “The faith of graffiti”. В книге собраны снимки первых граффити.
В 1976 году философ-футурист Жан Бодрийяр выпустил эссе под названием “Cool Killer или восстание посредством знаков”. Оно стало первой попыткой проанализировать зарождающуюся культуру в Нью-Йорке. Жан Бодрийяр сравнивает ее с протестами в Париже в 1968 году, во время которых активисты использовали уличное искусство, чтобы выразить свою точку зрения.
В 1984 году американская фотограф и журналист Марта Купер издала книгу Subway art, которая стала значимым событием в истории стрит-арта. В книге можно увидеть граффити, созданные в 1980-тые годы. Subway art показывает уличное искусство как настоящую субкультуру со своей иерархией.
Пост-граффити - это термин, который введен галереями, которые хотели представлять художников, вышедших из граффити.Такие художники как Жан-Мишель Баския и Кит Харинг не были участниками стрит-арт движения, но они были связующим мостиком между молодежной субкультурой и современным искусством.
В 1980-тые работы стрит-арт художников все чаще появляются в галерейном пространстве. В Нью-Йорке открывается несколько галерей, связанных с уличным искусством. Этот этап в истории возникновения граффити дал большой толчок развитию уличного искусства.