Картина "Дама, сидящая за вирджиналем" считается одной из последних работ нидерландского живописца Яна Вермеера. Она датируется примерно 1670-1672 годами, периодом, когда экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате Голландской войны с Францией замерла торговля живописью.
Размер картины - 51,5 см х 45,5 см. В настоящее время она хранится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания.
На картине молодая женщина в элегантном платье сидит рядом с музыкальным инструментом. Руки её опущены на клавиши. За её спиной на стене подпись художника.
Судя по одежде и украшениям, девушка, по всей видимости, богата. И хотя Вермеер, как он обычно и делал, изобразил лишь часть комнаты, все равно можно сделать вывод о богатстве дома.
Чего стоит только инкрустированный золотом стул, на котором сидит девушка. Да и ковер и занавес на окне, размещенные в левом углу картины, выглядят дорого.
На своих картинах Ян Вермеер часто изображал музыкальные инструменты. На этой девушка играет на вирджинале.
Это клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета.
Рядом стоит еще один музыкальный инструмент - виола да гамба.
Интересно, что виола да гамба не единожды использовалась в качестве "модели" на его картинах.
Но вернемся к рассматриваемой картине. Сзади девушки на стене Вермеер изобразил картину.
В ней не трудно узнать полотно Дирка ван Бабюрена, голландского живописца эпохи барокко, под названием "Сводня".
В то время картина принадлежала теще Вермеера Марии Тинс. Сейчас она находится в Музее изящных искусств в Бостоне, США.
Кстати, на картине Вермеера "Концерт" (см. выше) изображена та же самая картина.
Неясно, влияет ли тема "Сводни" на смысл произведения Вермеера. Скорее всего, имеется в виду более общая ассоциация между музыкой и любовью.
На крышке вирджинала Вермеер изобразил еще одну картину.
Это полотно голландского художника Золотого века Питера Янса ван Аша "Пейзаж с охотниками у открытых ворот".
Надо заметить, что на картине Вермеер не обошел вниманием и свои любимые детали, которые можно увидеть чуть ли не на каждой его картине. Это черно-белый шахматный пол и плинтус, украшенный делфтской плиткой.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, кем была девушка на картине "Дама, сидящая за вирджиналем". История не сохранило имя модели.
Но, благодаря таланту художника, милая девушка, повернувшись лицом к зрителю, смотрит на нас через века. Что она хочет сказать?