Найти тему
20,7K подписчиков

"Дама, сидящая за вирджиналем" Яна Вермеера

940 прочитали

Картина "Дама, сидящая за вирджиналем" считается одной из последних работ нидерландского живописца Яна Вермеера. Она датируется примерно 1670-1672 годами, периодом, когда экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате Голландской войны с Францией замерла торговля живописью.

Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналем, ок. 1670-72
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналем, ок. 1670-72

Размер картины - 51,5 см х 45,5 см. В настоящее время она хранится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания.

На картине молодая женщина в элегантном платье сидит рядом с музыкальным инструментом. Руки её опущены на клавиши. За её спиной на стене подпись художника.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Судя по одежде и украшениям, девушка, по всей видимости, богата. И хотя Вермеер, как он обычно и делал, изобразил лишь часть комнаты, все равно можно сделать вывод о богатстве дома.

Чего стоит только инкрустированный золотом стул, на котором сидит девушка. Да и ковер и занавес на окне, размещенные в левом углу картины, выглядят дорого.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На своих картинах Ян Вермеер часто изображал музыкальные инструменты. На этой девушка играет на вирджинале.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Это клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета.

Рядом стоит еще один музыкальный инструмент - виола да гамба.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Интересно, что виола да гамба не единожды использовалась в качестве "модели" на его картинах.

Ян Вермеер. Урок музыки, 1662
Ян Вермеер. Урок музыки, 1662
Ян Вермеер. Концерт, 1663
Ян Вермеер. Концерт, 1663

Но вернемся к рассматриваемой картине. Сзади девушки на стене Вермеер изобразил картину.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В ней не трудно узнать полотно Дирка ван Бабюрена, голландского живописца эпохи барокко, под названием "Сводня".

Дирк ван Бабюрен. Сводня,  1622.
Дирк ван Бабюрен. Сводня, 1622.

В то время картина принадлежала теще Вермеера Марии Тинс. Сейчас она находится в Музее изящных искусств в Бостоне, США.

Кстати, на картине Вермеера "Концерт" (см. выше) изображена та же самая картина.

Неясно, влияет ли тема "Сводни" на смысл произведения Вермеера. Скорее всего, имеется в виду более общая ассоциация между музыкой и любовью.

На крышке вирджинала Вермеер изобразил еще одну картину.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Это полотно голландского художника Золотого века Питера Янса ван Аша "Пейзаж с охотниками у открытых ворот".

Надо заметить, что на картине Вермеер не обошел вниманием и свои любимые детали, которые можно увидеть чуть ли не на каждой его картине. Это черно-белый шахматный пол и плинтус, украшенный делфтской плиткой.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, кем была девушка на картине "Дама, сидящая за вирджиналем". История не сохранило имя модели.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Но, благодаря таланту художника, милая девушка, повернувшись лицом к зрителю, смотрит на нас через века. Что она хочет сказать?