Та Прум, кхмер. តាព្រហ្ម [taː prum], «предок Брахмы») – храм в Ангкоре, построен Джайяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех божеств и богиней «совершенной Мудрости»). занимает площадь 180 акров. Был освящён лично Джайяварманом VII в 1186 году.
Он был построен во время правления короля Джаявармана VII в конце XII века вместе с другим храмом-городом Ангкор Тхом. Оригинальное название храма – Раджавихара, что означает “Монастырь короля”. Уникальной особенностью Та Пром является то, что он ориентирован по оси-восток-запад, и в древности располагал четырьмя входами на территорию. На сегодняшний день действуют только два из них – главный западный, заполненный торговцами, и тихий восточный.
Загадочный храм-монастырь Та Прохм находится неподалеку от столицы Джаявармана VII Ангкор-Тхома. Храм был сооружен в честь его матери Джаяраджакудамани, которая олицетворяла бодхисатву божественной премудрости Праджня-парамиту. Название храма джунглей кто-то склоняет, кто-то нет, произносят тоже по-разному: Та Пром, Та Прум, Та Прохм, Т’апром; а переводится как «предок Брахмы», но изначально храм носил название Раджавихара, что означает «королевский монастырь».
Джаяварман VII построил этот храм в честь своей семьи. Главное храмовое изображение представляет Праджняпарамита (Prajnaparamita), олицетворение мудрости, моделью для которого послужила мать царя. Северным и южным спутником храма в третьем корпусе стали царский гуру и его старший брат. По существу, Та-Пром образует дополнительную пару с храмом Преа Хан, построенным в 1191 году, где основным изображением являются бодхисаттва Авалокитешвара, прототипом которого стал отец царя.
Современное же название Та Пром означает “предок Брахмы”. Храм занимает площадь около 1 км2 и находится примерно в километре от центра жизни кхмеров того времени – от города Ангкор Тхом. Король построил Та Пром для своей матери, и возможно поэтому в оформлении храма использовано большое количество апсар – в виде барельефов и скульптур. Мне показалось, что на стенах Та Прома я увидела самое большое количество как танцующих, так и отдыхающих апсар. Куда ни глянь – всюду небесные танцовщицы! И, кстати, именно сюда ученики художественных школ ходят учиться рисовать каменные женские фигуры. А для отца Джаяварман построил еще более впечатляющий по размерам храм – Преа Кхан.
В XV веке Ангкор пал под ударами соседей из Таиланда, и кхмерские правители перебрались южнее к современному Пномпеню. Когда тайцы вывезли все сокровища в свою столицу Аюттхаю, храмы Ангкора оказались покинутыми, оставленными на милость джунглей. И природа сурова с теми, кто не следит за своим имуществом.
В 15 веке после падения империи кхмер, храм Та-Пром стал заброшен и забыт на протяжении нескольких веков. Храм обнаружили уже в 20 веке, когда началась программа восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма так впечатлил всех, что Та-Пром решили оставить в том виде, в котором он был найден. Тем не менее, было многое сделано для реставрации и укреплению руин храма, чтобы обеспечить безопасный доступ к нему туристов.
После повторного открытия храмов Ангкора и возвращения Камбоджи на мировую арену после окончания ужасного геноцида конца 70-х годов и долгих годов восстановления уничтоженной страны, туризм вновь вернулся в Сием Рип. Та Пром не стали освобождать из плена джунглей, а деревья с большими корнями, которые захватили его, сделали “фишкой” этого храма Ангкора, так как его стены выглядели особенно впечатляюще вместе с ними.
Из надписи, хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень (пхум), с населением в 79 365 человек и 102 больницы».
Архитектура Та Прохм заметно отличается от привычных структур большинства ангкорских храмов с высокими центральными башнями-прасатами. Та Прохм был построен как буддийский монастырь, доступ в который был открыт каждому, в отличие от индуистских культовых сооружений, предназначенных только для посвященных. Поэтому такие храмы-монастыри росли не ввысь, а вширь. Концепция храма-горы – воплощения священной Меру, переродилась здесь в буддистскую мандалу, с ее бесконечными лабиринтами, символизирующими поиски истины.
Но все же Та Прохм сохранил многие типичные черты кхмерской архитектуры: храм, огороженный по периметру стеной с входами-гопурами и рвом, включает в себя несколько ярусов концентрических галерей, окружающих центральное святилище. Главная ось храма направлена с востока на запад, и ведет от восточных ворот к башне со святилищем через связанные друг с другом башни и переходные галереи.
Территория комплекса окружена пятью поясами оград, вход в каждый из которых осуществлялся через четыре гопуры, сориентированные по четырем сторонам света. Внутренние ярусы ограждений помимо гопур имеют угловые башни. Всего в Та Прохм было 39 башен, 852 строения и 260 статуй богов.
Внешняя ограда, сложенная из латерита, представляет собой прямоугольник размером 100 на 600 метров. Входная башня с ликом Авалокитешвары – единственная сохранившаяся из гопур этого пояса.
К четвертой ограде размером 250 на 200 метров дорога лежит через обширную территорию, где располагались жилища служителей монастыря.
Непосредственно храм представляется собой трехъярусный зиккурат. Он начинается с третьего пояса ограждений, окруженного рвом, некогда заполненным водой. Этот пояс, как и два последующих, представляют собой запутанные галереи с многочисленными постройками и двориками, соединяющиеся друг с другом замысловатыми переходами. Территория храма размером 108 на 112 метров занимает шестую часть всей площади Та Прохм и смещена к западной его части.
Между вторым и третьим кольцами галерей находится много зданий, сооруженных после завершения основного строительства: библиотеки, небольшие храмы, помещения для танцоров.
Верхний ярус, где находится главное святилище, окружен пятым кольцом ограды. Этот ярус представляет собой пространство размером 30 на 30 метров с внутренним двором, ограниченным традиционной галереей с четырьмя башнями и главной башней посередине. Во времена расцвета святилище было покрыто листами меди или золота, а сейчас представляет собой простое строение из камня без каких-либо украшений.
Деревья, растущие из-под развалин, пожалуй, самая отличительная особенность Та Прома. Преобладают два вида: Nudiflora Tetrameles и Ficus gibbosa, от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.