- Молись! – в исступлении кричала на ребенка мать. – Молись, ведь Бог услышит детские молитвы!
Было очень холодно, девочка кутала озябшие ладошки в старый бабушкин шарф и, глотая слезы, бормотала: Царство тебе небесное..
***
У Лизы почти не осталось воспоминаний о матери…То, что она помнила – казалось ей смутными тенями прошлого. Как будто она смотрит сквозь заледеневшее стекло, и силится рассмотреть лицо мамы…Но лица не было, была какая – то другая женщина, злая, чужая. В эту чужую превратилась ее мама, когда умерла бабушка. И почти каждый день Лизу заставляли ходить на бабушкину могилу и молиться. Так маме сказали ее новые друзья – молитвы ребенка Бог обязательно услышит.
***
На дворе стояли 90е, тяжелое и лихое время. Евдокия шла по заснеженному городу, сжимая в руках Библию. Книжку подарили на работе – она работала санитаркой в больнице, и в последнее время к ним зачастили странные люди. Дарили брошюрки, буклеты, книги про Бога. Рассказывали, что скоро будет конец света, и чтоб спастись, нужно быть с ними.
Вокруг действительно мир сходил с ума…Зарплаты были маленькими, да и те не платили, а на руках у Евдокии была больная мать и маленькая дочка Лизавета. Муж не выдержал, ушел, и женщине приходилось стараться изо всех сил. Хорошо хоть повариха Лена помогала – отдавала скудную провизию с кухни. Так и перебивались, но – жили.
Однажды утром не проснулась мама Евдокии, умерла тихо во сне. Это был страшный удар – теперь молодая женщина была совсем одна в холодном, сером и враждебном мире.
- То, что во сне – это значит, угодно Богу, - утешала Евдокию повариху Лена.
Чтоб как-то заполнить пустоту и успокоить сердце, Евдокия увлекалась религией. Улыбчивые и милые люди были очень внимательны к ней. Одни долго беседовали на тему рока, судьбы, веры и истинной жизни. Постепенно женщина и правда поверила, что кроме той, неземной жизни, ничего нет. Нет и не нужно – ни квартиры, ни денег, ничего земного.
- А чтоб ее маме было хорошо – нужно, чтоб ребенок молился. Вот Лиза пусть и молится, ей же всего пять, боженька услышит.
И Евдокия ухватилась за эту мысль как за спасительную соломинку. Конечно, Лизонька помолится – и все у них будет хорошо!
***
В детский дом девочка попала из больницы, где больше месяца лежала с воспалением легких – сказались зимние походы на кладбище. «На могилку» - как говорила мама. Скорую помощь вызвали бдительные соседи – Евдокии давно никто не видел, только за стеной плакала и заходилась в кашле девочка. Ребенка с трудом, но спасли. Никто из родных так за ней не пришел, мать, то ли умерла, то ли сгинула…
Из больницы Лизу увезли сразу в детдом, их квартира каким-то хитрым способом принадлежала совсем другим людям…
***
Лизу удочерили, и постепенно кошмар забылся. Но и сейчас, когда Лизе почти 40 лет, она боится кладбищ, крестов и могилок..