С праздником, уважаемые читатели! Мы привыкли, что виноградная лоза в храме и иконах представляет собой часть орнаментального украшения храма или образа. Символичного, да, но не составляющего неотъемлемой части изображения, и в других случаях ее можно заменить на иные, не менее символичные орнаменты. Но есть иконописные сюжеты с изображением Господа, в которых виноградная лоза и кисть винограда - неотделимая часть образа.
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Иоанн 15:1-5)
Такой мощный образ не мог не вызвать разнообразные способы изображения. И такие образы появились. Икона Лоза Истинная (или проще называемая, Виноградная Лоза) известна в Греции с пятнадцатого века, то есть времени после падения Константинополя. Первоначально вокруг Христа на ней изображали не только апостолов, но также Богоматерь и Иоанна Крестителя, ведь когда Господь говорил о лозе, они тоже были частью Его последователей. Потом стали ограничиваться только апостолами. В современной иконографии появился еще более простой вариант выражения этого символического образа - Господь с лозой на ладони.
Но не такой уж он и простой, этот вариант. Если предшествующие образы буквально излагают новозаветную символику из Евангелия от Иоанна, то в образе Господа с лозой, выходящей из левой ладони, прибавляется Евхаристический смысл.
Ветхий Завет активно использует образ винограда. Наиболее значим для формирования сюжета, о котором сегодня идёт речь, образ "соглядатаев" из Книги Чисел (Чис. 13:24): "срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое". Событие это благодаря толкованиям отцов Церкви (например, Августина Блаженного) рассматривалось как прообраз распятия Господа. Шест символизировал Крест Христов, огромная виноградная кисть - Господа.
Ещё в пятом веке Процветший Крест изображается в том числе с виноградной лозой, растущей из него. Конечно, используются и ветви других растений, но в данном случае нам важно именно наличие лозы. Считается, что образ Процветшего Креста имеет сирийское происхождение и распространился через византийские мастерские по всему христианскому миру. Крест символизирует и Древо Жизни, а виноградная лоза даёт средство для приобщения к этой Жизни, виноградное вино, которое в Таинстве Евхаристии превращается в Плоть Христову.
Отчётливо эта идея раскрыта на иконах типа «Процветшее древо Христа», где Крест с Распятым Христом представлен в образе плодоносящего дерева. Кроме того, на иконах этого типа Сам Христос визуально воспринимается как Спасительный Плод. В такой обработке сюжета Распятия нельзя не увидеть Евхаристический мотив.
Его наиболее полно развили в изобразительном ряду на Западе, где начиная с одиннадцатого века развивается сюжет "Христос в точиле". Здесь важно пояснить этот термин. Точило - так на русский перевели "пресс для винограда", для получения виноградного сока. Он был ямой или высекался в твердой скале и представлял собой котлообразный чан, с отверстием на дне, через которое сок от раздавленных в верхнем чане ягод стекал в нижний, меньший по размеру чан, тоже высеченный в скале (подточилье). Это образ неоднозначный. С одной стороны, завершение сбора урожая и изготовление вина - радостное событие, с другой стороны, есть и Точило Гнева Божьего, в котором попираются грешники. В любом случае, процесс давления винограда есть его уничтожение ради чего-то будущего и значимого.
Не приводя западных примеров, использую украинские. Украина как регион смешения католического, православного, униатского, протестантского населения в семнадцатом-девятнадцатом веках была местом заимствования некоторых западных образов. Поскольку сюжет представлен разнообразно, посмотрим на три разновидности. В первом примере прессом в точиле выступает Крест Христов, а ангелы собирают Кровь Христову в сосуд (подточилье). Вокруг - Богородица и святые. Во втором примере Креста нет, но из ран Господа льется кровь в точило, ангелы же стоят с потирами - акцент со страданий Господа переносится на Евхаристию. В третьем примере пытаются совместить то и другое. Христос сидит на Своём Гробе, из раны Его от копья вырастает виноградная лоза, и Он же выдавливает сок из созревшей кисти винограда на ней в потир.
И здесь, конечно, можно порассуждать о том, насколько такой образ согласуется с православными традициями иконописания. Но вот факт: один из подобных образов, а именно Спас Малочернетчинский ещё до революции был признан чудотворным, хотя Святейший Правительствующий Синод не жаловал украинские нововведения. Был установлен крестный ход с этой иконой, признаны чудеса исцелений.
Образ был обретён в восьмидесятые годы девятнадцатого века (написан примерно на столетие раньше) в храме села Малая Чернетчина, или Монастырёк (нынешняя Сумская область) . Как ясно из названия, когда-то там был монастырь и жили чернецы (монахи). После революции он, конечно, был утрачен и обретён снова в 2012 году и донецкий коллекционер передал его Церкви. Передача состоялась в Донецке, а потом на некоторое время образ привезли в Свято-Успенскую Святогорскую лавру, а затем передали в Сумы.
На иконе две надписи. Вокруг нимба: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). И ещё одна надпись сверху вниз по направлению капель крови: «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53). Если подумать о месте и годе второго обретения, то всё становится очень символическим и значимым.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!