Найти тему
Самые странные

Самые странные маски

Маска во все времена была надежным средством, с помощью которого человек пытался укрыть свое лицо от окружающих. Она не только служила атрибутом защиты от внешнего уродства, сглаза и темных сил, но и надевалась как средство позора или смирения.

Рабы не снимали маску даже во время работы
Рабы не снимали маску даже во время работы

Питание грязью или землей (геофагия) было довольно распространенным явлением среди рабов в 16-19 веках. Изначально эта привычка возникла в Западной Африке, где геофагия была настолько широко распространена, что избранные сорта грязи даже продавались. Рабовладельцы предполагали, что такая практика была нездоровой, поскольку врачи предупреждали, что это из-за питания землей у рабов возникают депрессии, боли в животе, отеки, плохой аппетит, одышка и головокружение. В попытке защитить свою живую собственность рабовладельцы надевали рабам, замеченным в поедании земли, специальные маски, закрывавшие рот.

2. Маска чумного доктора

Врачевателей чумы узнавали по специфическому облачению. Свой окончательный вид костюм чумного доктора приобрел в первой половине XVII века. Его создателем считают французского медика Шарля де Лорма, который разработал защитную экипировку, целиком изготовленную из кожи. Она состояла из длинного плаща, высоких сапог, штанов, перчаток, маски и широкополой шляпы. Стоит отметить, что Шарль де Лорм, изобретатель костюма, не был шарлатаном. Он был уважаемым специалистом, служил главным врачом короля Анри IV, короля Людовика XIII и короля Людовика XIV.

Маска чумного доктора
Маска чумного доктора

Каждый чумной доктор носил с собой длинную трость. Ее использовали для осмотра пациентов, чтобы не прикасаться к ним руками. С помощью трости исследовали пораженные участки кожи и проверяли, жив ли человек. Этим же инструментом врачи отгоняли больных, которые приближались к ним слишком близко.

Самой колоритной деталью костюма была маска, напоминающая птичий клюв. Это придавало врачу сходство с древнеегипетским богом мудрости Тотом, которого изображали с головой ибиса. Бытовало поверье, что такой образ отпугивает болезнь. Но у маски было и вполне функциональное предназначение. Она защищала от неприятного запаха, исходившего от тел зараженных и трупов. По мнению средневековых докторов, это зловоние, или, как его называли, миазмы, и было главной причиной распространения чумы.

-3

"Создавалась специальная конструкция, она могла создаваться из плотной прессованной кожи, могла делаться даже из металла, из бронзы, из кости, из рога, то есть из дерева, прям такие, бывало, очень сложные конструкции. Но смысл был в том, что это был такой шлем, где даже были подобия как бы очков, то есть такие примитивные, но стекла вставлялись, чтобы глаза были защищены, были слюнные пластинки, потом уже сами стекла. Ну и, самое главное, нос", – говорит эксперт.

Нос маски изнутри заполняли сильно пахнущими лекарственными травами. Чтобы перебить трупное зловоние, чумные доктора также жевали чеснок, а в ноздри и уши закладывали губки, пропитанные ладаном или уксусом. Чтобы не потерять сознание от такого букета запахов, в маске делали небольшие вентиляционные отверстия.

"В клюве было две или три дырочки, в которых воздух проходил в нос человеку, то есть чумному доктору, только через определенную фильтрацию, которая выполняла из себя пучки сушеных трав, которые давали и запах определенный благовонный, и они так немножко фильтровали воздух в понимании того. Поэтому фактически такой противогаз средневековья".

С точки зрения современной медицины от чумных докторов было больше вреда, чем пользы. По сути, средневековые методы лечения чумы сводились к вырезанию или прижиганию воспаленных лимфоузлов – бубонов. Некоторые доктора помещали на пораженные участки тела лягушек или пиявок. Эта процедура, как говорили врачеватели, "балансировала соки нормальной жизни".

"Они могли сделать кровопускание, могли наполнить дом благовониями, в котором люди практически задыхались. И они лечили мышьяком и ртутью, от чего люди умирали. И на ослабленный организм болезнью, если добавить ртуть и мышьяк, соответственно, это 100% смерть. И непонятно, от чего было вреда больше, от их лечения или от самой болезни".

Гравюра Герхарта Альценбаха, датированная 1656 годом. Изображает чумного доктора из Рима​
Гравюра Герхарта Альценбаха, датированная 1656 годом. Изображает чумного доктора из Рима​

Поскольку врачи не облегчали страдания пациентов, а, наоборот, приносили им еще большие мучения, образ чумного доктора в средневековье демонизировали. Врачевателей чумы воспринимали как ангелов смерти, которые приходили в дом, чтобы забрать душу человека.

3. Маски позора

Средние века были очень богаты на изобретения, основная функция которых — причинять страдание. Одно из самых популярных в те времена орудие пыток — маска позора. Изначально это приспособление было задумано специально для женщин, но впоследствии использовалось и для мужчин, хоть и очень редко. Оно представляло собой железную маску, по форме напоминающую уздечку, весило почти как шлем и надевалось на голову осужденному. Причем область применения такого наказания была просто огромна, по сути у любой женщины не из высшей аристократии был риск примерить маску-уздечку. У этого устройства было много названий: “узда сквернослова”, “уздечка хулителя”, “сбруя сплетницы”, но в нашей стране более известно название “маска позора”.

-5

В исторических хрониках первое упоминание о подобном способе наказания женщин датировано 1659 годом. Святые отцы инквизиции рекомендовали карать таким образом женщин низшего и среднего сословия за сквернословие, сплетни, подлог и лжесвидетельство. Духовенство предложило использовать железные маски, похожие на конскую сбрую для усмирения и угнетения непокорных. Принцип ясен — как лошадь усмиряют при помощи уздечки, так и от женщины можно добиться покорности таким же способом.

Первая “узда сквернословия” появилась в Шотландии, но очень быстро получила повсеместное распространение по всей Англии. После ее переняли и страны материковой Европы. Особенно популярной она оказалась в Германии, где ее снабдили еще и колокольчиком, для пущего унижения. В список прегрешений, караемых этой пыткой, входили: клевета, сплетни, ругань, оскорбления, бунтарские речи и даже «праздные разговоры» и «неуважение к мужу».

Маску надевал палач и снять ее самостоятельно приговоренная не могла, более того, это грозило огромным штрафом и поркой. Да и не позволил бы глава семьи, ведь считалось, что муж несет полную ответственность за жену, как и за любое свое имущество. Значит, и наказывать должен именно он. Мужчину вполне могли принудить водить свою супругу на поводке по городу, чтобы подвергнуть максимальному порицанию и оскорблению.

-6

Этот вид наказания был в ходу несколько столетий, вплоть до восемнадцатого века. В Великобритании подобную пытку окончательно упразднили только в 1901 году.

В эпоху средневековья инквизиция широко использовала пытки для своих жертв, которые наводили повсеместно ужас и страх.

Пыточная маска "Soyjack" 200-летнее орудие пыток из бронзы из Германии.
Пыточная маска "Soyjack" 200-летнее орудие пыток из бронзы из Германии.