Не хватает витамина D? Устали от московских холодов? Пушкинский музей ждет Вас.
Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки
Адрес: улица Волхонка, 14
До: 4 февраля 2024
Выставку “Образы Испании” я бы назвала выставкой-сателлитом более масштабного проекта «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», о котором я писала ранее. Это Испания глазами русских художников, и здесь всё довольно предсказуемо: солнце, пейзажи, тореро, яркие костюмы и веера. Листайте ленту.
Выставка открывается портретом князя Николая Борисовича Юсупова в образе испанского идальго. Именно ему невыездной Пушкин посвятил стихотворение “К Вельможе”:
…в пленительных словах
Он стал рассказывать о ножках, о глазах,
О неге той страны, где небо вечно ясно,
Где жизнь ленивая проходит сладострастно,
Как пылкой отрока восторгов полный сои,
Где жены вечером выходят на балкон,
Глядят и, не страшась ревнивого испанца,
С улыбкой слушают и манят иностранца.
И ты, встревоженный, в Севиллу полетел.
Благословенный край, пленительный предел!
Там лавры зыблются, там апельсины зреют...
О, расскажи ж ты мне, как жены там умеют
С любовью набожность умильно сочетать,
Из-под мантильи знак условный подавать;
Скажи, как падает письмо из-за решетки,
Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;
Скажи, как в двадцать лет любовник под окном
Трепещет и кипит, окутанный плащом.
Лучшего эпиграфа для выставки не найти. На картинах Вы найдете подтверждение каждой пушкинской строчке.
Посмотрите, какие замечательные Серовин и Коров (Вы, конечно, знаете, что они дружили и шуточно так себя называли).
На выставке несколько работ Максимилиана Волошина. Его художественные образы Испании чудесно соединяются в картинах, и в стихах:
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез себе в подарок
Пару звонких кастаньет.
Беспокойны, говорливы,
Отбивая звонкий стих, -
Из груди сухой оливы
Сталью вырезали их.
Щедро лентами одеты
С этой южной пестротой:
В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусочек света.
На мой взгляд, пространство выставки очень хорошо стилизовано. Публика XXI века избалована, к картинам нужно добавить еще какую-то вишенку на торте. Она здесь есть, это и кадры из старого черно-белого фильма “Дон Кихот’, и стереоскопический вид Гранады, и фрагменты документальных лент.
В экспозиции много эскизов театральных костюмов. Перед Вами работа Игнатия Нивинского, а мне хочется вспомнить его не только как выдающегося театрального художника, но и как создателя монументально-декоративной живописи. Сотрудничество Нивинского с одним из ведущих архитекторов эпохи модерна Валентином Дубовским позволило создать в Москве новый тип жилого дома, сочетающего в себе одновременно черты дворца, замка и театральной декорации. Многие из этих домов стали городскими легендами («Дом под рюмкой» на Остоженке, «Дом с рыцарем» на Арбате). По эскизам Нивинского расписывались парадные подъезды и квартиры. Кстати, именно он оформлял интерьер Траурного зала Мавзолея Ленина в символическом сочетании красного и чёрного цветов.
Вспомнятся на выставке и грустные страницы XX века. Самуил Адливанкин написал несколько портретов своего сына, на картине “No pasaràn!” в поддержку Испании изображен именно он. Юноша погиб в 22 года во время Второй мировой войны.
Начинали мы выставку с Пушкина – завершим Лоркой.
Луна закинула руки
и дразнит ветер полночный
своей оловянной грудью,
бесстыдной и непорочной.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинскиймузей #образыИспании #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты