Найти в Дзене
Культурный Петербург

ОСТРОВСКИЙ. НЕУЖЕЛИ – 200?!

В Санкт-Петербурге завершился Третий Всероссийский театральный фестиваль «Вперед, к Островскому!». В нем участвовали 12 коллективов из семи регионов страны. Открывали праздник драматургии русского классика артисты московского Малого театра спектаклем «Женитьба Бальзаминова». А дальше начались выступления коллективов из регионов на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» (организатора этого праздника). Параллельно играли свои «островские» премьеры и петербургские театры, что тоже может стать поводом для размышлений. Классик и куклы Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана представил свою версию комедии «Лес» (режиссер – Игорь Казаков). Жанровая принадлежность театра определила и сценическое решение постановки, где «живые» актеры взаимодействовали со своими куклами. Причем положительным героям достались их игровые визави, с которыми они легко справлялись. Тогда, как персонажам, не вызывающим симпатий, предстояло превращаться в гигантских кукольных двойник

В Санкт-Петербурге завершился Третий Всероссийский театральный фестиваль «Вперед, к Островскому!». В нем участвовали 12 коллективов из семи регионов страны. Открывали праздник драматургии русского классика артисты московского Малого театра спектаклем «Женитьба Бальзаминова». А дальше начались выступления коллективов из регионов на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» (организатора этого праздника). Параллельно играли свои «островские» премьеры и петербургские театры, что тоже может стать поводом для размышлений.

Классик и куклы

Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана представил свою версию комедии «Лес» (режиссер – Игорь Казаков). Жанровая принадлежность театра определила и сценическое решение постановки, где «живые» актеры взаимодействовали со своими куклами. Причем положительным героям достались их игровые визави, с которыми они легко справлялись. Тогда, как персонажам, не вызывающим симпатий, предстояло превращаться в гигантских кукольных двойников. И это вносило и в без этого балаганную стихию спектакля дополнительный момент зрелища, напоминающего фразу из классической версии пьесы, придуманной Всеволодом Мейерхольдом – «Пеньки дыбом». Было смешно и интересно. Все-таки нечасто персонажи Островского превращаются в некое подобие «искусственных» людей.

Эрос в грозу

Казалось, что поиски оригинальных интерпретаций на этом и закончатся. Но причудливая логика фестивальной программы прочертила траекторию поиска совершенно в непривычном направлении. Играть Островского как бытописателя и нравоучителя никому не хотелось. Наоборот. Все гости, как один, искали сопряжение с днем сегодняшним, пытаясь выявить созвучия с нравами и ситуациями года 2023-го. Наверное, именно поэтому спектакль «Гроза» (Сахалинский Международный театральный центр имени А.П. Чехова) хотя и был поименован как «сказка по мотивам», но в режиссуре Александра Созонова явился публике исключительно как эротическая мелодрама, где «пять пудов любви и страсти» затмили все основные мотивы драматургического первоисточника. Артисты, как могли, старались оправдать столь нарочито дерзкое решение, но текст классика этим действиям сопротивлялся. Тем более, что для вящей эпатажности действие было перенесено в далекий 2159 год, а в начале второго акта последовала коллективная реприза на тему «народ и власть». И это было еще не все. Финал постановки после самоутопления Катерины (Алла Кохан) был отдан некоему персонажу, говорящему по-китайски. Как выяснилось, на темы покупки леса. Но сыгранная Островского называется по-другому. Что и вызвало вопросы у некоторой части публики.

Два мудреца

Прихотливость фестивальной программы предоставила для нее возможность увидеть подряд на сцене «Балтийского дома» сразу две версии одной из лучших комедий Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Спектакль Воронежского академического драмы имени А. Кольцова (режиссер – Владимир Петров) выглядел строгим и в чем-то аскетичным зрелищем (включая функциональную сценографию). Здесь даже страницы дневника Глумова (Егор Козаченко) проецировались на экран. Логика поступков этого персонажа была проявлена со всей психологической беспощадностью, что выявило непреложный факт: Островский сочинял историю восхождения подлеца в высшее общество, глядя на нравы своего времени. Но они (нравы и люди) оказались в резонансе с некоторыми моделями поведения ряда персонажей века нынешнего.

Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр сыграл «Мудреца» (режиссер – Владимир Гранов) в жанре комедии в стиле танго (так значится в афише спектакля). И от этого на первый план в постановке вышли внешние эффекты, включая музыкальные танцевальные номера, порою вне логики сюжетосложения того, как складывалась история этого Глумова, который слишком уж нарочит в своих пристройках к тому или иному представителю высшего, московского света. Здесь было доверие к тексту Островскому, но была некоторая боязнь чересчур осовременить придуманные драматургом коллизии. То есть из всех увиденных это был, пожалуй, самый традиционный спектакль с именем драматурга на афише.

Карнавал страстей

И все же истинный сценический эквивалент современному взгляду на классика явился под занавес фестивальной программы, когда Российский академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль) показал свою премьеру – спектакль «Ледяное сердце» (режиссер – Валерий Кириллов) по пьесе «Снегурочка». Поначалу отпугивало определение жанра постановки – «карнавал страстей». Но оно в итоге оказалось абсолютно адекватным увиденному роскошному зрелищу, решенному в формате «спектакль большой формы».

Здесь было продумано абсолютно все – от вариабельного оформления сценического пространства до динамики цветовой гаммы костюмов персонажей. Стилистика спектакля была выдержана практически во всех ролях – больших и малых, порождая ощущение ансамбля и понимания актерами того, что они играют. Это был Островский образца 2023 года на основе пьесы, написанной им ровно полтора столетия назад. Здесь даже песни из репертуара Владимира Высоцкого не касались инородными вставками. Во время просмотра автора этих строк не покидало желание того, чтобы это зрелище длилось и длилось, рождая чувства и мысли о прихотливости человеческих страстей и судеб.

Островский шагает впереди

Собственно, об этом и сочинил свои почти полсотни пьес Александр Николаевич. Что нам еще раз под занавес фестиваля продемонстрировали хозяева площадки, сыграв свою премьеру спектакля «Жестокий роман», то есть версию «Бесприданницы» в постановке Сусанны Цирюк. На этой яркой ноте и закончились во многом результативные «поиски» Островского на фестивале, подарившие петербургской публике столь разные, но, несомненно, яркие и нескучные впечатления от встречи с тем, кто, казалось, знаком со школьной скамьи. Выяснилось, благодаря фестивалю, что мы еще не всем знаем про творчество Александра Николаевича. Значит, надо ждать следующего фестиваля с именем Островского на афише.

Сергей Ильченко