Найти тему

"Ветер крепчает" - фильм, который вдохновляет

"— Ни один из них не вернулся...
— Когда есть, куда лететь,
нет нужды возвращаться. Самолёт — это прекрасная мечта, ждущая, когда ее проглотит небо".
"Когда есть куда лететь, незачем и возвращаться."

Пытался найти в сети «Мальчик и птица», но под его видом выкладывали «Ветер крепчает». Я начинал смотреть его, но, как оказалось, это тоже был другой мульт, поэтому я не стал к нему возвращаться. Да и описание, в духе «лирическая картина», «прощальная работа, «ностальгическая работа», честно говоря меня отталкивали.

Знаете как это бывает с режиссёрами. В молодости такие вещи снимал, а теперь нудятину.

К сожалению, от этого не застрахован никто из мэтров.

Мне кажется, с возрастом, разве что крепчает проза, она требует какой-то зрелости. А вот музыка и кино - удел молодых.

Но всё относительно. Иствуд в свои преклонные годы снимал неплохие вещи.

И уж раз начал (а смотрели за компанию с братом), решил уже досмотреть.

И что я должен сказать.

Миадзаки, всё же хорош. Он как Тарантино, в случае с «Ветер крепчает», не стал зацикливаться на своих клише. Хотя многое миадзаковское там узнаётся, но, в целом, это совсем другой Миадзаки.

«Ветер крепчает» - реализм, начнём с этого. Все сюрреалистические и фантастические моменты происходят в снах главного героя, о чём нам понятно и переплетения грёз и реальности здесь нет, разве что только в художественном плане.

Много европейского

Как и у многих японских аниме, здесь очень много западного, точнее европейского. Речь идёт, конечно же, об эстетике. Европейское у японцев показано в таком классическом виде. То это готические образы, то Викторианская эстетика, то барокко.

Мне иногда казалось, что речь идёт о каком-то месте в Европе, когда я смотрел «Ветер крепчает». Запад, особенно Америка, оказали сильное влияние на Японию. Кстати и на Корею. Да и на Китай, если что. СССР и США, это западные культуры. По сути, они и сформировали Китай, Корею и Японию, в том виде, в котором мы их сейчас знаем.

Поэтому такие вот переплетения они обоснованы и они имели место.

Интересно показана немецкая культура.

Всё немецкое здесь показано каким-то очень романтичным и тёплым.

Собственно, это мы вешаем ярлыки, вроде французы - романтики, немцы - прагматики, американцы - ковбои, японцы - самураи.

Всего этого нет.

Я даже приведу пару примеров, которые полностью у обывателя перевернут представления о двух культурах.

Голландия и Бразилия.

С чем они ассоциируются?

Праздник.

Всякие запретные плоды и запрещёнки.

И всё в таком духе.

-2

Но вот голландцы и бразильцы одни из сильнейших бойцов в мире. Самые жёсткие турниры по кикбоксингу, тайскому боксу, первые бои без правил не проходили без бразильцев и голландцев. Голландский кикбоксинг и бразильское джиу-джитсу считаются самыми жёсткими и эффективными боевыми искусствами и базой для смешанных боёв.

Вот вам и голландцы с бразильцами.

Миадзаки полностью ломает стереотипы.

В картине очень интересный персонаж - немец. Он словно смотрит в душу главному герою, он пророчит гибель Германии и Японии после войны.

Да и само название картины - отсыл к стихотворению Поля Валери «Кладбище у моря».

Несмотря на то, что это аниме - история реально жившего авиаконструктора, многие моменты являются художественным вымыслом. Любовная лирика картины взята из повести Тацуо Хори «Ветер крепчает» (1937), которая обыгрывает роман Томаса Манна «Волшебная гора», так же рассказывающей о жизни инженера.

Антивоенный пафос

Миадзаки не был бы собой, если бы не затронул темы войны. Но здесь мы видим не открытый протест, как в том же «Ходячем замке» или в «Принцесса Мономоке», здесь сразу две линии:

- Человеком можно остаться всегда. И тут вспоминается бессмертная и, ныне не популярная пьеса Шварца «Дракон», с её фразой - «мы не виноваты, нас всех так учили», на что следовал встречный вопрос - «А кто же тебя, сволочь, заставлял быть лучшим учеником?»

- Вторую сложнее выразить в двух словах. Мы видим здесь, что главный герой, по сути, делает оружие войны, которым потом просто начнут убивать. Но, строя самолёты, он не ставит своей целью сделать именно машину войны. Хотя тут сложная вещь, конечно. Его кумир - граф Капрони - легендарный итальянский авиаконструктор, который тоже, судя по всему, не избежал участи сотрудничества с тогдашним итальянским правительством.

Но мечтали ли они создавать самолёты для фашиствующих войск?

Главный герой аниме точно нет. Он мечтал о полётах, о самолётах, о воздухе, а не о войне.

В ходе фильма мы видим частые критические замечания со стороны главных героев в отношении тогдашней милитаристской политики Японии и Германии.

Миадзаки подчёркивает, что бедность населения связана с раздутым военно-промышленным комплексом.

Тонкое восприятие смерти

«Ветер крепчает» - драма. С тяжёлым финалом, но Миадзаки тонко и эстетично обыграл и тему смерти, и тему потери, и тему грядущей катастрофы.

Как красиво он изобразил утрату в самом конце.

Ты понимаешь, что финал трагичный, но у тебя не остаётся тяжести на душе, безысходности и тоски.

-3

Концовка просто великолепна. Миадзаки превзошёл самого себя в финале.

«Ветер крепчает» - картина на ценителя. Она не для широкого зрителя, с другой стороны - наоборот, она для каждого.

Я думал, что здесь будет какое-то стариковское брюзжание, нытьё о том, что вот раньше «трава была зеленее», но нет. Всё не так, всё по-другому.

А как именно?

Смотрите фильм, все попытки его пересказать или объяснить, они не передадут саму атмосферу фильма.

Не забываем подписываться на ТГ-канал и VK