Найти тему

Как лепка поможет воспитателю познакомить детей с конусом. Конспект занятия по математике для детей 4-5 лет (№10).

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Занятие № 10.

Задачи:

Формировать представление о (об):

· геометрической фигуре - конус на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования;

· независимости числа от качественных и пространственных признаков множеств.

Закреплять представление о (об):

· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – «1», «2», «3», «4», «5»;

· геометрических фигурах: шар, куб, цилиндр.

Развивать умение:

· различать, называть и обследовать геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения - конус;

Продолжать развивать умение:

· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5);

· различать и называть: шар, куб, цилиндр.

Воспитывать:

· культуру познания, интеллектуальные чувства;

· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Демонстрационный материал: конус, шар, куб, цилиндр; картинки с изображением разных овощей и фруктов (на магнитной основе), цифры «1», «2», «3», «4», «5».

Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, цифры «1», «2», «3», «4», «5»; наглядное пособие

-2

Ход занятия.

1. – На прошлом занятии мы продали все овощи и фрукты в магазине. Поэтому машина привезла ещё овощей.

Воспитатель обращает внимание на доску: внутри большого прямоугольника, очерченного синим цветом, размещены по всей его плоскости изображения пяти овощей; внутри маленького прямоугольника, очерченного красным цветом, близко друг к другу размещены изображения пяти овощей.

- Эти овощи положили в большой синий ящик. А эти овощи – в маленький красный ящик. Как вы думаете, в ящике, какого цвета больше овощей: в синем или красном?

Ответы детей.

- Почему ты так думаешь?

- Давайте вместе посчитаем овощи в каждом ящике.

Один ребёнок у доски считает овощи в одном ящике, другой – в другом. Все дети могут им помогать. Выставляются соответствующие цифры.

Делают вывод: в красном и синем ящике овощей поровну, по пять, хотя и кажется, что в синем ящике их больше, потому что они лежат далеко друг от друга; чтобы узнать поровну ли предметов, больше или меньше, надо их посчитать и сравнить число.

2. Перед детьми на столе лежат наглядные пособия с изображением двух мешков разного размера с фруктами внутри.

– Ребята, а сейчас вам нужно сравнить количество фруктов в этих мешках. Как узнать, в каком мешке больше фруктов, в большом или маленьком?

- Сосчитайте фрукты в каждом из мешков и поставьте на мешок нужную цифру.

Дети выполняют задание.

- Сколько фруктов в маленьком мешке? (пять)

- Сколько фруктов в большом мешке? (четыре)

- Какое число больше: четыре или пять? Значит, в каком мешке больше фруктов? (в маленьком).

3. Физминутка.

– Мы хорошо поработали, теперь давайте отдохнём.

Дети встают из-за столов.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

Комплекс выполняется 2-3 раза.

4. – Давайте поиграем в игру «Назови геометрическую фигуру». Я буду показывать фигуру, а называть её будут те, кого я попрошу, а остальные говорят, правильно или неправильно названа фигура.

- Мальчики, назовите эту фигуру.

Воспитатель показывает шар.

- Девочки, правильно названа фигура?

- Девочки, назовите эту фигуру.

Воспитатель показывает куб.

- Мальчики, правильно ли названа фигура?

- Назовите фигуру те, кому исполнилось пять лет.

Воспитатель показывает цилиндр.

- Правильно названа фигура?

- Назовите эту фигуру все, кто её знает.

Воспитатель показывает конус.

Если никто из детей не называет конус, воспитатель называет его сам.

- Что-то мне напоминает эта геометрическая фигура… Не могу вспомнить… Помогите, дети. Какие предметы похожи на конус? (морковка, пирамидка, нос Буратино и т.д.).

Воспитатель показывает предметы по мере называния детьми предметов.

- А вы знаете, что слово «конус» означает «шишка». Похожа шишка на конус? (Да, еловая шишка).

5. - Наверное, каждому из вас хочется подержать конус в руке. Предлагаю вам самим слепить конус из пластилина. Как вы думаете, какую фигуру можно вначале слепить, чтобы из неё получился конус. На какую фигуру больше похож конус: на шар или на цилиндр? (на цилиндр, у него тоже есть основание, на котором он может стоять). Что у них разное? Что нужно сделать, чтобы из цилиндра получился конус? (у цилиндра с двух сторон – основание, а у конуса – с одной стороны основание, а с другой вершина, поэтому цилиндр надо раскатывать, поставив руки уголком – получится конус; основание можно выровнять о доску).

Воспитатель сопровождает объяснение показом раскатывания цилиндра и «превращения» его в конус.

Дети лепят из пластилина конус. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Дети, закончившиеся работу раньше, могут вылепить другие геометрические фигуры.

- Молодцы, дети. Вы сами сделали пособие на занятие по математике. Пусть эти конусы немного затвердеют, и мы с вами потом изучим эту геометрическую фигуру. Как она называется? (Конус)

6. Рефлексия.