".....И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом,
Проклятый старый дом."
Из песни Король и Шут "Проклятый старый дом"
Так уж получилось, что за свою 35-летнюю жизнь никогда не был фанатом рок группы "Король и Шут". И достаточно поверхностно знаком с их творчеством. Пик их популярности прошел мимо меня. Хотя меня всегда окружали какие-то знакомые, друзья, близкие мне люди, коллеги или одногруппники, которые явным образом преданно фанатели от их творчества. Возможно, потому что я никогда не был панком не в прямом смысле, не в философском смысле.
Тем не менее элементы творчества данного музыкального коллектива, хотя и с большим опозданием, коснулись и меня. В совсем не музыкальном, а скорее философском формате....
В недавнем времени прослушивал очередной выпуск канала Клиника Василия Шурова "Первый шаг". Выпуск назывался: МИХАИЛ ГОРШЕНЕВ! От наркотиков до гроба: жизнь и трагическая смерть Горшка из группы КОРОЛЬ И ШУТ.
Прекрасная подача автора, который помимо рассмотрения с медицинской точки зрения зависимости Михаила Горшенева сумел заинтересовать меня проникнутся харизмой как самой личности Михаила (Царство ему Небесное), так и в целом музыкальным творчеством, отдельными песнями.
С большим уважением отношусь к медицинской практике, трудам Василия Шурова по оказанию помощи зависимым людям, обретению возвращению этим людям их человеческого облика. Это великое дело и настоящий врачебный подвиг. Тем не менее не согласен, к достаточно однобокому пониманию творческого пути Михаила Горшенева. В каком-то смысле не просто творческого, а именно духовного пути поиска себя. Итак, в чем выражено мое несогласие? Для этого перемотаю ролик на 10 минуту и процитирую автора:
"У каждой личности есть тёмная сторона. Да, мы живём в социуме. Мы пытаемся контролировать свою темную сторону. С разной степенью успеха. Кто-то лучше. Кто-то хуже. Всё время есть риск, что темная сторона возьмет верх. Я хочу вернутся к интервью с братом, когда он говорит.... Многочисленные концерты. Человек не был месяцами дома. Понятно, что это компании, употребление, очень разгульный образ жизни. Он говорит очень интересную вещь. Он возвращался домой и мы видели не Михаила Юрьевича, а "Горшка". Т.е. темный образ, в который он вжился. Он возвращался с огромной сумкой наличных денег, без малейшего желания соблюдать какие-либо правила принятые в семье. Попробуйте меня учить, воспитывать! Я просто сбегу!
Михаил занял специфическую нишу этих страшных балад. Обращение к глубинной, темной стороне личности. К проклятом старому дому, который сдерживает темную сторону. Сдерживает тень. Не позволяет размыть границы между плохим и хорошим, вести себя так как тебе хочется.
"Я соглашусь с братом, что он оседлал тему темной стороны личности. Очень хорошо реализовался и в какой-то момент сам заблудился. Получилось полное слияние. Темная сторона взяла над ним верх."
"Не отношения, не наличие ребёнка, не популярность, огромная фанатская армия, казалось бы - живи и радуйся. Но проклятый старый дом прогрыз свою дорогу начал тобой питаться и он тебя сожрал. Он четко нам всем показал, что такое тень, насколько она может уничтожить человека. Нету не одной песни с хорошим окончанием. Вот честно. Не назидательный. Я с ним соглашусь, возможно это даже как басни. Я хочу предложить, проанализируйте свою любимую песню: почему она вас зацепила в творчестве "Король и Шут"?
Предлагаю последовать призыва автора. Не знаю как Вас, моих дорогих читателей, а лично мне песня "Проклятый старый дом" тут же и зацепила. Или как молодежь говорит: "Зашла". Как говорится, с первого взгляда...
Друзья, давайте с Вами на на миг абстрагируемся от медицинской стороны вопроса, от наркотической зависимости музыканта и попытаемся обратиться к смыслам предлагаемой песни "Проклятого старого дома". В первую очередь, абстрагируемся от смысла предлагаемого Василием Шуровым, будто бы "проклятый старый дом, сдерживает темную сторону личности" и только ли темную сторону личности? И вообще что это за "проклятый старый дом"? А возможно проклятый старый дом сдерживает и светлую сторону личности?
"И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом"
Является ли стремление к свободе темным желанием личности? Или стремление к свободе есть высочайший смысл и цель жизни человека?
"К свободе призваны вы, братия..." Гал.5:13
"и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными." Ин. 8:32
Как вы уже поняли аналитический разбор песни я буду делать именно с христианского угла обзора. Ну уж извиняйте, по другому не умею....😉
Итак, само по себе желание свободы является абсолютно светлым божественным стремлением души человека. Что же мешает нам быть свободными? И вообще в чем наша несвобода?
"Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?" Ин. 8:33
Иисус отвечал им:
"Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете." Ин. 8:34-36
Истинная свобода есть свобода от греха. Грех порабощает личность человека. Сужает сознание. Низводит человека то животного состоянию, стремящегося лишь удовлетворять свои животные потребности, а иной раз и падает ниже животного, удовлетворяя некие противоестественные желания. Например, употребление упомянутых выше психоактивных веществ, сексуальные извращения, убийство другого человека ради развлечения. Что же это тогда за такой "ветхий старый дом"?
Несмотря на все это мерзкое трупное зловоние, инфернальный ужас, оккультные нотки, мы с вами, тем не менее, парадоксальным образом вновь наткнемся на христианский смысл. Да, да! именно так. Не на сатанинский. Который часто видят в подобного рода музыке христианские адепты. А именно христианский богословский смысл.
Неужели в образе "ветхого старого дома" вы не слышите основной лейтмотив практически всех посланий святого апостола Павла? Услышьте, пожалуйста:
"...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" Еф.4:22
"......зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха." Рим. 6:6,7
"....не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" Кол.3:9,10
Старый дом это наше эго. Это наше я, обуреваемое порочными разрушающими нас желаниями. Это наше сознание с его комплексами, заблуждениями. Это мы с вами, мыслящие старыми ярлыками и шаблонами, не позволяющими смотреть на вещи на мир, на людей, на нас самих открыто, непредвзято, с пониманием, в конце концов с любовью. Если мы честно посмотрим на себя, на дом нашей души, то мы сможем в моменте обнаружить, что он действительно так же ужасен, как показан в клипе. И наше я, сотканное по образу и подобию Божию, возможно даже хуже того бедного старого человека внутри старой хижины из клипа:
Друзья, возможно многие из вас не в восторге от христианских смыслов. Хорошо. Давайте и от них абстрагируемся. В таком случае, ветхий старый дом будет ничем иным как Платоновской пещерой, ещё более страшной и мрачной:
"Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол."
диалог между Сократом и братом Платона Главконом
Если именно в таком контексте рассматривать ветхий старый дом, от которого хочется освободится, то и понятно желание героя песни обрести свободу. Но такое понимание вступает в конфликт с теми смыслами, которые вкладывает упомянутый выше врач Василий Шуров, и снова приведу его цитату:
"Обращение к глубинной, темной стороне личности. К проклятом старому дому, который сдерживает темную сторону. Сдерживает тень. Не позволяет размыть границы между плохим и хорошим, вести себя так как тебе хочется."
Вернёмся к началу припева, так как мы начали его с конца:
"Мне больно видеть белый свет,
Мне лучше в полной темноте,
Я очень много-много лет
Мечтаю только о еде."
Попробуйте посидите некоторое время в темной комнате, а потом резко включите свет. Что вы ощутите? Несомненно тоже самое - вам станет больно видеть свет. Так о чем же здесь поется? О душе, о человеке, о сознании, пребывающего вне света духовного, пребывающего вне познании истины, но возможно на пути к ней. Луч света попадает внутрь твоего глазного яблока, создавая дискомфорт, но вместе с тем он приносит запах, вкус свободы. Если есть малый луч, проникающий в эту темную пещеру, то где-то должен быть его более крупный источник. Должен быть выход из пещеры. Я много-много лет мечтал только о еде. Т.е. я много лет жил лишь по желаниям тела. Я жил лишь чувственными удовольствиями. Иного я не знал. А теперь луч света коснулся моей души и он манит меня. Манит меня, чтобы обрести скорее свободу.
" Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода." 2 Кор.3:17
Хорошо. Допустим так. Допустим я, моя личность находящаяся в духовной тьме невежества и есть тот самый старый дом. Но в последней строчки подчеркивается, что он проклятый. Что это за проклятие?
При упоминание слова проклятие в нашем сознаии всплывают обычно образы чернокнижника, или какого-то колдуна, ведьмы, которые накладывают проклятие, наводят мистический ужас, наполняет призраками старый заброшенный дом, в лучших традициях хоррора.
Но я думаю, здесь уместно будет упомянуть о другом проклятии. Проклятии другого порядка:
"Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей." Быт.3:17
Т.е. как бы мы уходим от Платоновского мифа о пещере и плавно подходим к мифу христианскому о грехопадению и проклятие положенного на весь род человеческий.
Итак, к медицинскому заключению Василия Шурова, я хотел бы добавить, что личность Михаила это тайна, она гораздо более сложная чем просто путь торчка, прожигающего жизнь.
Вы скажите мне: автор ты с дуба рухнул? о каком христианстве может идти речь, ведь сам Михаил позиционировал себя атеистом, панком-анархистом. А я вам отвечу:
Свет Божий светит всем без исключения одинаково. Человек может не верить в Бога сознательно, но бессознательно он всё равно стремится к Нему. Где-то в глубинах своей панк пещеры, своего ветхого старого дома, Михаил видел свет и окольными путями искренне стремился к Нему. Им двигал Свет, а не желание обрести или погрузится в темную сторону своей личности.
Думаю, в следующий моих публикациях, я ещё не раз вернусь к данной теме, чтобы доказать данный тезис.
Друзья, возможно вы тоже видите христианские смыслы в выше приведенной песне или в других песнях рок группы "Король и Шут". Поделитесь обязательном своим видением в комментариях.