Найти тему

Речевые игры для детей: развлекаемся и развиваемся (Часть 3)

Оглавление
речевые игры для детей
речевые игры для детей

Развиваем речь у детей от 6 до 7 лет.

В возрасте от 6 до 7 лет речь у детей становится наиболее связной и правильной грамматически, однако большое количество до сих пор затрудняются правильно употреблять предлоги и союзы, согласовывать слова между собой.

Речевые игры для такого возраста должны помогать развивать словарный запас, различать буквы и слова, усваивать правильно грамматические конструкции.

Необходимо разбить речевые игры на следующие категории:

Игры для развития словарного запаса

1. Подбери слово

Для игры можно взять мячик или цветные карточки.

Кидаем мячик или показываем карточку, определённого цвета и называем прилагательное. Ребёнок ловит мячик или берёт карточку и называет существительное, подходящее по характеристике.

Например:

- Синее/синий/синяя

- Море/свитер/лампа

- Зелёный/зелёная/зелёное

- Огурец/трава/яблоко

В процессе самое главное следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.

2. Кто как говорит?

Вам понадобится для игры мячик.

Первый вариант игры:

Бросаем мячик ребёнку, называя животных. Он возвращая мяч, должен ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает
Второй вариант игры:

Бросаем мячик и спрашиваем: «Кто рычит?», «Кто хрюкает?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?», «Кто шипит?» и т.д.

3. Я знаю пять …

Для игры так же понадобится мячик.

Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять домашних животных: Петух — раз, собака — два….» и т. д. Называть можно что угодно: птиц, динозавров, виды транспорта, цветы, диких животных, предметы одежды.

4. Продолжи предложение

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

Варианты могут быть самые разные:

- Когда на улице идёт снег, мне…

- Когда папа приходит с работы, мы с ним…

- Когда в выходной мы идём на аттракционы, я очень…

- Летом ярко светит солнце и…

- Когда я вырасту, я…

- Мы с мамой очень любим…

Звуковые игры

1. Замени звук.

Вам потребуется предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Мы задаём звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем раскладываем картинки и произносим слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например:

Нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

2. Какого звука не хватает?

Упражняем в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения, отрабатываем дикцию.

Ребёнок должен так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

Например:

Друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

3. Найди лишнее слово

В данной игре развиваем умения слышать в слове определённый звук.

Для игры вам потребуются картинки с необходимыми изображениями.

Из трех картинок ребёнок должен убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

Например:

Шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

4. Прекрасный художник.

Развиваем фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Для игры вам потребуются листы А4, карандаши или краски, набор для фонетического разбора.

В ходе игры предлагаем ребёнку нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить (или использовать набор) схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

Игры на грамматику

1. Скажи ласково

Учим ребёнка подбирать уменьшительно-ласкательные формы к словам.

Вам понадобится мячик.

Бросаем мячик и называем слово, а ребёнок называет ласково.

Например: волк-волчонок, петух-петушок, заяц-зайчонок и т.д.

Можно разделять игру на группы: животные, предметы одежды, мебель, части тела, игрушки и т.п.

2. Магазин

Вам понадобятся для игры картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.

Вы с ребёнок распределяете роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.

- Мне нужна тёплый, вязаный… (свитер).

- Мне нужен зеленый, сладкий… (виноград).

- Мне нужны цветные… (карандаши).

3. Один — много

Вам понадобится мячик.

Учим с ребёнком употребление слов во множественном числе.

Бросаем мячик и называем существительное в ед. числе. Ребёнок кидает мячик обратно, называя слово во мн. числе.

Например: стол-столы, нос-носик, огурец-огурцы, чашка-чашки и т.д.

4. Скажи наоборот.

Мы начинаем предложение, а ребёнок его заканчивает, используя слово-антоним.

Например:

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а песчинка…

Зимой холодно, а летом…

Лев смелый, а заяц…

Игры на развитие связной речи

1. История по картинкам

Вам понадобится для игры набор из 4-5 сюжетных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.

Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.

2. Кот в мешке

Вам понадобятся фигурки животных, плотный мешочек.

Показываем игрушки ребёнку, после чего по одной фигурке прячем в плотный мешочек. После чего малыш, задавая вопросы, должен угадать кто прячется в мешочке.

Например:

- Это животное маленькое или большое?

- Это животное дикое или домашнее?

- Оно живёт на суше или в воле?

И т.д.

3. Что это?

Вы и ребёнок по очереди описываете предметы, которые находятся в комнате, а второй игрок отгадает, о каком предмете идёт речь.

Например: «Это предмет круглой формы, синего цвета. С ним любят играть и взрослые и дети».