Развиваем речь у детей от 6 до 7 лет.
В возрасте от 6 до 7 лет речь у детей становится наиболее связной и правильной грамматически, однако большое количество до сих пор затрудняются правильно употреблять предлоги и союзы, согласовывать слова между собой.
Речевые игры для такого возраста должны помогать развивать словарный запас, различать буквы и слова, усваивать правильно грамматические конструкции.
Необходимо разбить речевые игры на следующие категории:
Игры для развития словарного запаса
1. Подбери слово
Для игры можно взять мячик или цветные карточки.
Кидаем мячик или показываем карточку, определённого цвета и называем прилагательное. Ребёнок ловит мячик или берёт карточку и называет существительное, подходящее по характеристике.
Например:
- Синее/синий/синяя
- Море/свитер/лампа
- Зелёный/зелёная/зелёное
- Огурец/трава/яблоко
В процессе самое главное следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.
2. Кто как говорит?
Вам понадобится для игры мячик.
Первый вариант игры:
Бросаем мячик ребёнку, называя животных. Он возвращая мяч, должен ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает
Второй вариант игры:
Бросаем мячик и спрашиваем: «Кто рычит?», «Кто хрюкает?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?», «Кто шипит?» и т.д.
3. Я знаю пять …
Для игры так же понадобится мячик.
Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять домашних животных: Петух — раз, собака — два….» и т. д. Называть можно что угодно: птиц, динозавров, виды транспорта, цветы, диких животных, предметы одежды.
4. Продолжи предложение
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.
Варианты могут быть самые разные:
- Когда на улице идёт снег, мне…
- Когда папа приходит с работы, мы с ним…
- Когда в выходной мы идём на аттракционы, я очень…
- Летом ярко светит солнце и…
- Когда я вырасту, я…
- Мы с мамой очень любим…
Звуковые игры
1. Замени звук.
Вам потребуется предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Мы задаём звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем раскладываем картинки и произносим слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например:
Нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
2. Какого звука не хватает?
Упражняем в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения, отрабатываем дикцию.
Ребёнок должен так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
Например:
Друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.
3. Найди лишнее слово
В данной игре развиваем умения слышать в слове определённый звук.
Для игры вам потребуются картинки с необходимыми изображениями.
Из трех картинок ребёнок должен убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
Например:
Шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
4. Прекрасный художник.
Развиваем фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Для игры вам потребуются листы А4, карандаши или краски, набор для фонетического разбора.
В ходе игры предлагаем ребёнку нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить (или использовать набор) схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
Игры на грамматику
1. Скажи ласково
Учим ребёнка подбирать уменьшительно-ласкательные формы к словам.
Вам понадобится мячик.
Бросаем мячик и называем слово, а ребёнок называет ласково.
Например: волк-волчонок, петух-петушок, заяц-зайчонок и т.д.
Можно разделять игру на группы: животные, предметы одежды, мебель, части тела, игрушки и т.п.
2. Магазин
Вам понадобятся для игры картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.
Вы с ребёнок распределяете роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.
- Мне нужна тёплый, вязаный… (свитер).
- Мне нужен зеленый, сладкий… (виноград).
- Мне нужны цветные… (карандаши).
3. Один — много
Вам понадобится мячик.
Учим с ребёнком употребление слов во множественном числе.
Бросаем мячик и называем существительное в ед. числе. Ребёнок кидает мячик обратно, называя слово во мн. числе.
Например: стол-столы, нос-носик, огурец-огурцы, чашка-чашки и т.д.
4. Скажи наоборот.
Мы начинаем предложение, а ребёнок его заканчивает, используя слово-антоним.
Например:
Слон большой, а комар…
Камень тяжёлый, а песчинка…
Зимой холодно, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Игры на развитие связной речи
1. История по картинкам
Вам понадобится для игры набор из 4-5 сюжетных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.
Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.
2. Кот в мешке
Вам понадобятся фигурки животных, плотный мешочек.
Показываем игрушки ребёнку, после чего по одной фигурке прячем в плотный мешочек. После чего малыш, задавая вопросы, должен угадать кто прячется в мешочке.
Например:
- Это животное маленькое или большое?
- Это животное дикое или домашнее?
- Оно живёт на суше или в воле?
И т.д.
3. Что это?
Вы и ребёнок по очереди описываете предметы, которые находятся в комнате, а второй игрок отгадает, о каком предмете идёт речь.
Например: «Это предмет круглой формы, синего цвета. С ним любят играть и взрослые и дети».