Этническая иерархия, как основа советской нации
Главной целью большевиков в области этнических отношений после прихода к власти было разрушение великорусской нации и замена ее на советскую нацию.
Отметим, что повсеместно в рассматриваемое время для обозначения социальной общности, основанной на системе крупного машинного производства и действовавшей в рамках советской системы власти использовался термин "многонациональный советский народ", а не советская нация. Этот термин ввел в оборот 6 июля 1935 г Николай Бухарин в статье "Героический советский народ" в газете "Известия". До этого строящаяся нация не имела общеупотребимого названия.
Интернационалисты, национал-большевики и национал-коммунисты имели различное видение путей и средств построения советской нации. Назовем эти варианты модификациями советской нации.
Большевики-интернационалисты предлагали силой подчинять себе все народы и народности, проживавшие на подконтрольной им территории, навязать им коммунистическую веру и не имеющую этнической основы – советскую культуру. Поэтому они особенно активно выступали за разрушение великорусской нации и низведение ее до более простого уровня социальной организации – народа, который впоследствии получил имя русский народ. Отобранные у русских материальные и социальные ресурсы они хотели использовать для поддержки других этносов и укрепления таким образом своей власти. Интернационалисты считали вполне допустимым физическое уничтожение великорусских элит, сопротивлявшихся установлению их господства.
Национал-большевики соглашались с идеей лишения великороссов статуса нации и ограничения возможностей их социального развития, но считали возможным использовать русских в качестве одного из этнических элементов, из которых будет строиться советская нация. Они охотно использовали наработанные русскими социальные инструменты и институты в своих целях, а потому были сторонниками не уничтожения, а только подчинения себе русских элит.
Национал-коммунисты были готовы строить коммунизм, но только для своего этноса и за счет других этносов. Чужие этносы они рассматривали не как равные, а всего лишь, как материал для собственного национального строительства. К такого рода социальному материалу национал-коммунисты из числа инородцев относили и русских.
Русские национал-коммунисты пытались отстоять интересы пусть не великорусской нации, но русского народа. Однако они подвергались нападкам со стороны и интернационалистов, и национал-большевиков, и национал-коммунистов из числа инородцев. Эти нападки видный русский ученый академик Игорь Шафаревич определил, как русофобию и дал свое понимание природы сил, которые проводили антирусскую политику. Он назвал эти силы "малым народом" и описал ряд ситуаций, когда элиты малых этносов управляли большими этносами, в том числе русским этносом.
И. Шафареевич прав в отношении инородческих национал-коммунистических элит, но они не оказывали доминирующего влияния на этническую политику в СССР. Политику разделения и ослабления русской нации, а потом и русского народа проводило значительное число русских по своему этническому происхождению людей, которые состояли в рядах как интернационалисткой, так и в рядах национал-большевистской группировок правящей партии. Представители этнических меньшинств в этих группировках не строили своих собственных наций, не навязывали другим свою религию, свой язык, свою культуру. Они честно пытались сформировать новую, безнациональную советскую нацию.
Характерен в этом отношении пример Шимона Диманштейна. По данным Электронной еврейской энциклопедии, он был этническим евреем, получившим в юности звание раввина. Еще до октябрьской революции вступил в РСДРП(б) и боролся с еврейской буржуазной организацией Бунд. В 1918 г. Ш. Диманштейн возглавил Еврейскую секцию ВКП(б), занимался в ней ликвидацией еврейских общин и заменой их на социалистические объединения. Активно побуждал евреев перейти с иврита на идиш, разоблачал ложь иудаизма и сионизма. Был направлен партией на организацию Еврейской АО. Работал заведующим крайне важного - национального сектора ЦК ВКП(б). То есть Шимон был по своим убеждениям интернационалистом до мозга костей. В 1940 г. он был арестован по обвинению в еврейском национализме и принадлежности к троцкистской группировке. Погиб в заключении.
Первоначально большевики расплатились с этническими меньшинствами имуществом великорусских помещиков и буржуазии. Однако этого последним оказалось недостаточно и они стали претендовать на то, чтобы получать от великороссов материальные блага и высокие социальные статусы на постоянной основе. Для этого необходимо было создать соответствующий механизм государственного перераспределения ресурсов. Был придуман механизм иерархизации этносов с помощью предоставления им различных социальных статусов. Эти статусы поддерживались с помощью предоставления доступа к государственным инструментам принуждения и возможностям распределения производимой продукции.
Механизмы, которые обеспечивали построение этнической иерархии отличались у большевиков-интернационалистов, национал-большевиков и национал-коммунистов.
Этническая иерархия, как основа советской нации
Главной целью большевиков в области этнических отношений после прихода к власти было разрушение великорусской нации и замена ее на советскую нацию.
Отметим, что повсеместно в рассматриваемое время для обозначения социальной общности, основанной на системе крупного машинного производства и действовавшей в рамках советской системы власти использовался термин "многонациональный советский народ", а не советская нация. Этот термин ввел в оборот 6 июля 1935 г Николай Бухарин в статье "Героический советский народ" в газете "Известия". До этого строящаяся нация не имела общеупотребимого названия.
Интернационалисты, национал-большевики и национал-коммунисты имели различное видение путей и средств построения советской нации. Назовем эти варианты модификациями советской нации.
Большевики-интернационалисты предлагали силой подчинять себе все народы и народности, проживавшие на подконтрольной им территории, навязать им коммунистическую веру и не имеющую этнической основы – советскую культуру. Поэтому они особенно активно выступали за разрушение великорусской нации и низведение ее до более простого уровня социальной организации – народа, который впоследствии получил имя русский народ. Отобранные у русских материальные и социальные ресурсы они хотели использовать для поддержки других этносов и укрепления таким образом своей власти. Интернационалисты считали вполне допустимым физическое уничтожение великорусских элит, сопротивлявшихся установлению их господства.
Национал-большевики соглашались с идеей лишения великороссов статуса нации и ограничения возможностей их социального развития, но считали возможным использовать русских в качестве одного из этнических элементов, из которых будет строиться советская нация. Они охотно использовали наработанные русскими социальные инструменты и институты в своих целях, а потому были сторонниками не уничтожения, а только подчинения себе русских элит.
Национал-коммунисты были готовы строить коммунизм, но только для своего этноса и за счет других этносов. Чужие этносы они рассматривали не как равные, а всего лишь, как материал для собственного национального строительства. К такого рода социальному материалу национал-коммунисты из числа инородцев относили и русских.
Русские национал-коммунисты пытались отстоять интересы пусть не великорусской нации, но русского народа. Однако они подвергались нападкам со стороны и интернационалистов, и национал-большевиков, и национал-коммунистов из числа инородцев. Эти нападки видный русский ученый академик Игорь Шафаревич определил, как русофобию и дал свое понимание природы сил, которые проводили антирусскую политику. Он назвал эти силы "малым народом" и описал ряд ситуаций, когда элиты малых этносов управляли большими этносами, в том числе русским этносом.
И. Шафареевич прав в отношении инородческих национал-коммунистических элит, но они не оказывали доминирующего влияния на этническую политику в СССР. Политику разделения и ослабления русской нации, а потом и русского народа проводило значительное число русских по своему этническому происхождению людей, которые состояли в рядах как интернационалисткой, так и в рядах национал-большевистской группировок правящей партии. Представители этнических меньшинств в этих группировках не строили своих собственных наций, не навязывали другим свою религию, свой язык, свою культуру. Они честно пытались сформировать новую, безнациональную советскую нацию.
Характерен в этом отношении пример Шимона Диманштейна. По данным Электронной еврейской энциклопедии, он был этническим евреем, получившим в юности звание раввина. Еще до октябрьской революции вступил в РСДРП(б) и боролся с еврейской буржуазной организацией Бунд. В 1918 г. Ш. Диманштейн возглавил Еврейскую секцию ВКП(б), занимался в ней ликвидацией еврейских общин и заменой их на социалистические объединения. Активно побуждал евреев перейти с иврита на идиш, разоблачал ложь иудаизма и сионизма. Был направлен партией на организацию Еврейской АО. Работал заведующим крайне важного - национального сектора ЦК ВКП(б). То есть Шимон был по своим убеждениям интернационалистом до мозга костей. В 1940 г. он был арестован по обвинению в еврейском национализме и принадлежности к троцкистской группировке. Погиб в заключении.
Первоначально большевики расплатились с этническими меньшинствами имуществом великорусских помещиков и буржуазии. Однако этого последним оказалось недостаточно и они стали претендовать на то, чтобы получать от великороссов материальные блага и высокие социальные статусы на постоянной основе. Для этого необходимо было создать соответствующий механизм государственного перераспределения ресурсов. Был придуман механизм иерархизации этносов с помощью предоставления им различных социальных статусов. Эти статусы поддерживались с помощью предоставления доступа к государственным инструментам принуждения и возможностям распределения производимой продукции.
Механизмы, которые обеспечивали построение этнической иерархии отличались у большевиков-интернационалистов, национал-большевиков и национал-коммунистов.