Продолжаем анализировать федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем»
Для начала подведем итоги опросов, размещенных в Телеграм - канале «Воздушное законодательство» (https://t.me/AirLaw/85) по стоимости обучения.
Благодарю за участие в организации опроса каналы:
Алексей Рогозин https://t.me/rogozin_alexey/1920
Обозреватель БПЛА https://t.me/dronesrussia/24335
Авиаклуб Авиатика https://t.me/avia_resky/2000
UAVRPof.com https://t.me/uavprof/1036
Каждый опрос просмотрели более 4 тысяч человек и более 1000 дали ответ на каждый вопрос.
На вопрос: Сколько может стоить подготовка специалиста по специальности "инженер-механик по самолетостроению" который будет способен спроектировать БВС 2000 кг? с большим отрывом (53%) лидирует мнение, что это должно стоить 3…5 млн. Вторым (22%) идет ответ 1…2.9 млн рублей При этом в опросе не было опции более 5 млн, которую с высокой вероятности отметило бы также существенное количество опрошенных.
Это раза в два больше опубликованной на сайте МАИ стоимости обучения по специальности авиастроение (~ 1.8 млн).
Стоит отметить, что реально допустить выпускника к серьезной работе можно только через 3…5 лет после окончания ВУЗа, после стажировки, поэтому реальная стоимость подготовки авиастроителя будет выше стоимости его обучения в институте.
В целях формирования федеральной программы вполне реальной цифрой представляется 3,5 млн рублей.
На вопрос: Сколько может стоить подготовка внешнего пилота, которому можно доверить управление БВС с максимальной взлетной массой 2000 кг.? также лидирует (31%) мнение 3…5 млн рублей, однако за ним плотно следуют» 1…2,9 млн. рублей» (27%) и «200…990 тыс. рублей» (24%).
Почему могла возникнуть такая нечеткость?
Полагаю, дело в восприятии методов обучения. Особенности подготовки внешнего пилота (не требуется навыков оценки ускорений и других факторов в кабине экипажа во время полета) позволяет проводить основной объем, а в некоторых случаях всю подготовку, на тренажерном устройстве.
Тренажерные устройства для внешних пилотов БВС существенно проще (отсутствует необходимость в подвижности, пакет данных формируется на этапе проектирования БВС, есть опенсорсный софт и т.д.), и соответственно дешевле. Поэтому в этом случае подготовка может быть существенной дешевле.
Третьим, самым простым вариантом является подготовка внешних пилотов автономных БВС - роботов, которая сводится, в основном к знаниям основ воздушного законодательства и имениям пользования программными продуктами.
В случае, когда требуется научить пилота летать на натурном изделии, надо ориентироваться на стоимости обучения на пилотируемых ВС, которая колеблется от 2 до 7 млн. рублей в зависимости от вида ВС и свидетельства пилота.
В результате, можно подтвердить результаты опроса по стоимости обучения в диапазоне от 500 тыс. до 5 млн рублей.
На вопрос: «Сколько может стоить подготовка школьника, чтобы он смог достойно принять участие в районных соревнованиях по БВС и "заболеть авиацией"?» лидирует (26%) ответ 50…190 тыс. рублей, однако соседние ответы сравнительно похожи «550…900» - 17%, «200…490» - 18%, «30…49» - 15%.
По нашей оценке, разброс связан различным пониманием сложности участия в районных соревнованиях, которые иногда носят чисто показушный пиарный характер.
Попробую предложить схему: просто участие энтузиастов и участие с присвоением спортивных разрядов. Схема тоже неидеальна, но позволяет понять разницу. На основании своего опыта могу сказать, что для простого участия в соревнованиях надо иметь подготовку в течение 1.5…2 лет, для более серьезных спортивных соревнований 2,5…4 года. При этом во втором случае расходы возрастут непропорционально выше времени подготовки возрастут из-за роста расходов на оборудование и технику.
Обычно занятия в кружке проводятся два раза в неделю, 10 месяцев в году. Таким образом в год надо обеспечить финансирование приблизительно 90 занятий. Вряд ли каждое занятие будет стоить менее 1000 руб. на человека с учетом зарплаты, накладных оборудования комплектующих и страховок. На 1,5… 2 года понадобится 135…180 тысяч рублей
Во втором варианте понадобится 400…500 тыс. рублей на человека.
АНАЛИЗ
В соответствии с федеральным проектом «Кадры для беспилотных авиационных систем» (далее – ФП КБАС) планируется обучить всего 1194560 (почти 1,2 млн) человек (Рис. 4).
При этом почти всех обучившихся (1 млн) планируется включить в золотоносный цифровой реестр кадров БАС, т.е. после траты указанных денег на их обучение они должны считаться специалистами в области разработки, производства и эксплуатации БАС.
При этом ФП КБАС предусматривает на их подготовку финансирование 14 385 560,30 тыс. рублей (Рис. 5).
Если поделить финансирование на количество лиц, которые планируется обучить в рамках указанной программы (14 385 560 300 / 1194560), то получится 12042 рубля 56 копеек на одного обучаемого.
Информация даже на рис. 3 не подтверждает возможность обучения за такие деньги. А голосовавшие на рис 1 и рис.2 за «12 тыс. рублей» либо совсем не в теме, либо относятся к числу «Экспертов» получивших призы https://t.me/aeronext/785?single за разработку этого абсолютно «прорывного» документа.
Для порядка попробуем примерить 12 тыс. рублей за всю подготовку авиамоделиста по самой сокращенной программе к реалиям.
Предположим, что для работы кружка нужен только руководитель. Ни помещения, ни коммунальных платежей, ни оборудования, ни инструмента, ни всяких моторчиков, ни батарей, ни мозгов и карбона тоже не нужно.
По опыту, в среднем в группе постоянно занимаются 10…15 человек. Занятия 2 раза в неделю, всего за полный курс надо провести в самом простом варианте, как минимум, 145 занятий.
Для понимания фонда оплаты труда (ФОТ) руководителя кружка умножаем 12 тыс. рублей на 15 человек и делим на 145 занятий.
Получается 1241 рубль ФОТ, на руки где-то 900 рублей за занятие, в месяц порядка 8000.
В общем реально, если это только на заплату и только руководителю кружка.
В году 79, я был направлен от Московского дворца пионеров и школьников пионером-инструктором по авиамоделизму в пионерлагерь «Озерный». Нам дали с собой методичку, которую разработал тогдашний руководитель кружка Ю.С. Хухра, содержащую перечень оборудования и инструмента, материалов, посылок, двигателей и топлива и много другого, необходимого для работы авиамодельного кружка в пионерлагере. Это был очень солидный документ, реализация которого по нынешним временам тянет тысяч на 500 рублей и рассчитана всего лишь на три летних месяца.
Поэтому, совершенно очевидно, что средства и объем подготовки, предусмотренные в ФП КБАС несопоставимы даже для обучения школьников. О подготовке персонала разработчиков, изготовителей и эксплуатантов можно даже не обсуждать. И мы об этом писали: https://t.me/AirLaw/82 . Вроде можно и не обсуждать дальше.
Однако свежесть в вопрос внесло выступление вице-премьера Дмитрий Чернышенко: «Для отрасли беспилотных авиационных систем планируется подготовить 65 тысяч специалистов. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко во время правительственного часа в Госдуме в среду» https://rg.ru/2023/12/06/k-2030-godu-dlia-otrasli-bespilotnyh-aviasistem-podgotoviat-65-tysiach-specialistov.html .
В стратегии больше миллиона, в ФП КБАС столько же, а тут не кто попало, а заместитель председателя Правительства Российской Федерации, и не где-нибудь, а в Государственной Думе – 65 тысяч. В Думе кончено никто не заметил небольшой разницы, мелочи все это.
А всего неделю до упомянутого выступления в Думе другой очень большой начальник заявлял: «Привлечение 1 млн специалистов до 2030 года потребуется для реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы"». Об этом сообщил первый замглавы Минпромторга РФ Василий Осьмаков на пленарном заседании "Образование и рынок труда: инструменты взаимодействия" форума "Российский промышленник". https://tass.ru/ekonomika/19400709
Ничего не понимаю!
«То ли леший нынче рьян,
То ли воздух нынче пьян,
То ли в ухе приключился
У меня какой изъян?»
Хорошо Филатов написал…
Но все же попробуем разобраться.
Есть три версии произошедшего.
Первая – аппарат вице-премьера прочитал-таки ФП КБАС и сделал расчеты подобные нашим и, чтобы не позорить начальника, пересчитал в реалии. Ну, не совсем в реалии, но хоть как-то похоже. Респект аппарату, не у всех вице-премьеров аппараты так читать - считать умеют.
Вторая – прочитали наш материал и пошли по пути первой версии.
Третья – просто что-то перепутали и вкинули не ту цифирь. Бывает…
Я очень надеюсь, что был первый, или хотя бы второй вариант.
И в общем согласен с цифрой 64 тысячи специалистов за 6 лет.
Больше и не надо. Этих бы трудоустроить, с учетом резкого сокращения планов выпуска БВС по другому федеральному проекту.
Только для реализации такой подготовки не нужен никакой новый федпроект, все можно сделать имеющимися ресурсами.
Так что надо сделать?
1. Организовать публичное обсуждение проекта ФП и привлечь компетентных экспертов.
2. Собрать мнения от всех лиц, подавших предложения и опубликовать подробные ответы на них.
3. Аналитическому центру при Правительстве провести оценку параметров программ не на основе мнения пары - тройки ФОИВов и членов Аэронекст, явно жаждущих средств из программ (они все больше напоминают «сирот» из 12 стульев Ильфа и Петрова), а на основе самостоятельных компетентных оценок. Если нет компетенций - передать кому-то еще, не связанному с получением средство от реализации проектов. В проектах заложен очевидный конфликт интересов небывалого масштаба.
4. Провести подготовку служащих министерств в области подготовки авиационного персонала.
5. Предусмотреть создание широкой сети авиамодельных кружков и клубов. Не надо это тащить в общеобразовательные школы, заставлять повально осваивать неинтересное неэффективно!
6. Предусмотреть создание студенческих и молодежных конструкторских бюро. Это лучшая практика для будущих инженеров!
7. Отменить незаконные и неэффективные ограничения на полеты БВС, созданные субъектами Российской Федерации. Понятно, что серьезные вызовы требуют принятия профессиональных мер по снижению рисков от неправомерного применения БВС, но делать это руками администраций субъектов, у которых ни полномочий, ни компетенций на такие запреты нет как-то несерьезно. Ознакомить служащих субъектов с положениями частей 4 и 6 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023).
8. Учесть кадровый потенциал, который формируется в ходе СВО. Количество и уровень подготовки специалистов на порядок выше, чем в результате подготовок по обсуждаемому федпроекту. Лучше деньги направить на совершенствование подготовки бойцов.
Когда они вернуться это будут лучшие инструкторы и пилоты!
9. Не надо закупать дроны для образовательных организаций, оголяете СВО. Отдайте их бойцам.