Павел Первый – не самая очевидная фигура российской истории, наиболее примечательная своей в некоторой степени яркой смертью. Тем любопытнее, что для своей премьеры московский театр имени Вахтангова выбрал историю именно этого российского императора, впрочем, не всю, а лишь нескольких его последних дней как наиболее стоящих внимания. Постановка, получившаяся в итоге, хоть и собирает неизменные аншлаги (я покупала билеты в первые 10 минут продаж), не может быть отнесена к наиболее выдающимся спектаклям московской сцены: в ней нет ничего невероятного, даже ее взгляд на вещи не отличается необычностью, но, тем не менее, ее уровень достаточно высок для того, чтобы не рассматривать ее как разочарование, а потраченный на спектакль вечер – пропавшим.
Пожалуй, основная отличительная черта, которую можно отметить в отношении «Павла I» - нерасставленные акценты. Только в данном случае это вовсе не отсутствие акцентов вследствие «сырости» спектакля, как было в «Лесе» театра Маяковского, здесь подобное кажется осознанным выбором режиссера, не рискнувшего чуть глубже и серьезнее анализировать выбранную ею для поставки пьесу. Действие «Павла I» сливается в сплошную массу всех оттенков серого, как его оформление, не выражающую в достаточной степени позицию режиссера по поводу показанных на сцене событий. Отношение к героям спектакля также неоднозначно, включая заглавного: с одной стороны, элемент кошмаров Павла и его мысленных разговоров с почившей матерью может быть расценен как попытка оправдания его поведения, поиск истоков его проблем, что в обычном случае должно вызвать у зрителя сочувствие, но с другой стороны в следующей же сцене Павел – не вызывающий никакой симпатии самодур, увлеченный показными парадами, бессмысленно жестокий, ведущий себя психопатично – на грани безумия, а, может быть, уже и за гранью. Перманентное одиночество Павла также предполагает возможность испытывать жалость к герою, но нервная, на грани срыва игра Юрия Поляка делает персонажа не то чтобы неприятным, но непредсказуемо опасным, что от него, в свою очередь, отталкивает.
Как ни странно, заговорщики, номинально являющиеся полноценными героями второго плана, в «Павле I» совершенно условны и поверхностны - даже граф Пален или наследник Александр: они разговаривают лозунгами, заняты какой-то ерундой и больше говорят, чем делают. Сцена в роковую ночь с распитием алкогольных напитков, кажется, и вовсе их дискредитирует, однако, то, что именно в пьяном состоянии они произносят спорные утверждения, противоречащие заявленной мотивации, эти утверждения и высмеивает. Подобное отношение могло бы свидетельствовать, что режиссер не поддерживает этих героев, но, с другой стороны, звучащий ранее тезис, что Павел погубит царский род и страну заодно, волей-неволей представляет их почти как спасителей Отечества, что оставляет позицию в отношении них весьма неоднозначной.
Хотя заговор является краеугольным камнем «Павла I», собственно, заговора-то в спектакле, толком, и нет. О его существовании говорят то тут, то там, то сам царь, так что он становится своеобразным общим местом тогдашней дворцовой жизни, но реально он словно отсутствует. Мотивация заговора, представленная в спектакле, также кажется максимально поверхностной и неубедительной: незначительные (как кажется из зрительного зала) унижения дворянства, скороговоркой проговариваемые абсурдные решения государя, но никакого внимания к влиянию правления Павла на жизнь России, и, следовательно, гипотетической реакции подданных царя на его еще гипотетическую гибель. Впрочем, относительно примечательной можно назвать реализацию заговора, где при некотором усилии можно, наконец, разглядеть отношение создателей спектакля к его событиям: заговор словно спонтанен, воплощается исключительно тогда, когда отступать некогда и в последний момент, только при ощущении личной опасности. Среди заговорщиков предатели, трусы, балаболы, плюс неприятная алкогольная сцена, откровения которой можно воспринять, в том числе как говорящее привычные догмы подсознание. Тот факт, что спектакль, фактически, заканчивается сценой, что «король умер, да здравствует король» вместо желаемой республики, а также то, что «все будет, как при бабушке» из уст нового императора, подчеркивает, что дворцовый переворот здесь не ведет к переменам, что установленный веками порядок все равно воспроизводит себя в любых обстоятельствах – своеобразный вывод.
Хотелось бы сказать, что в оформлении «Павла I» снова использован принцип «черного кабинета», но здесь, скорее, серого. Все краски – черно-бело-серые, относительно небольшое количество декораций, создающих эффект черных зеркал, некое возвышение – то ли сцена, то ли будущий эшафот – интересно, но ничего революционного. Впрочем, сцена гибели Павла решена довольно интересно: тема шарфика раскрыта по полной и очень красиво и эффектно, жаль, про табакерку забыли. Многочисленные бокалы таковы, что кажется, что в каждом не вино, но яд, опять вода до события – «мои руки чисты», много интересных находок. Очень – очень! – понравился грим, особенно, самого Павла I – Юрия Поляка: актеру внешне очень обострили черты лица, придали вечную усталость, осветлили его так, что он словно покойник, восставший из могилы. Такой облик вкупе с нервическими, неспокойными движениями создает ощущение человека, который уже обречен, что бы он ни делал. Этакая предначертанность, сила судьбы. Грим покойницы Екатерины схож с гримом ее сына, что усиливает необходимое впечатление. Костюмы сделаны качественно, также хороши парики – словом, приличный уровень приличного театра.
Из всего многочисленного, без преувеличения, актерского состава отмечу исполнителя главной роли – Юрия Поляка, игравшего не просто хорошо, но отлично. Признаюсь честно, я не слишком люблю Александра Олешко, так что меня нисколько не огорчил тот факт, что роль Павла исполнена не им. Мне показался очень интересным созданный Юрием образ нервного, неспокойного, почти безумного, с комплексом неполноценности императора, страдающего от одиночества, но создающего его собственными руками. То, что он не монументален, нестабилен – любопытные черты. Пожалуй, сопоставимо сложно не выглядел на сцене ни один другой актер, так что Павел в спектакле отличный.
Немного также скажу о Новой сцене театра Вахтангова и о самом театре. Я давно там не была, и уже забыла, как нелегко туда добраться: любое метро далеко, а наиболее близкое – синяя ветка, альтернативой которой является Новый Арбат и автобусы м7 и м2 до чего-то более удобного. В самом здании абсолютно и никак не работает мобильный интернет, так что теоретическая возможность оплаты программки (150 рублей) по СБП – авантюра. Вроде бы, вне зала есть бесплатный вай-фай, но я не пробовала использовать. Гардероб, в принципе, удобный, можно сдать сумочку/пакетик, но жутко медленно работают гардеробщики (им с МХТ не тягаться), и после спектакля очередь огромна, народу полно, всем банкеток не хватает, увы – хотя это не то, чтобы критично. Сам зал отличный – не тесно, прекрасный подъем, но показалось, что слышно не очень: я могла разобрать далеко не все слова актеров на сцене, причем, особенно, самого Павла, говорившего как-то глухо, что ли. Может, им попробовать активнее использовать гарнитуру или начать ее использовать?..
Завершая свой отзыв, скажу, что спектакль, несмотря на описанные спорные моменты, все равно достойный, это сильно лучше многого другого, что предлагают российские театры. Но я не думаю, что вызываемый им ажиотаж оправдан: он не дает той глубины, которую ожидаешь от спектакля на подобную тему. Если же все же кому-то захочется посмотреть, то иного способа купить билеты, кроме как в первые минуты продаж, я не вижу! О продажах театр сообщает на своем сайте – это удобно.
«Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского с использованием стихов Евгения Симонова «Смерть Павла I». Режиссер Наталья Ковалева, сценография и костюмы Максима Обрезкова, художник по свету Руслан Майоров, художник-гример Ольга Калявина. Новая сцена, продолжительность 2 часа 40 минут с антрактом. Премьера состоялась 30 марта 2023 г.
Состав: Юрий Поляк (Павел I); Ирина Дымченко (Екатерина II); Клим Кудашкин (Александр, сын Павла); Виталий Иванов (Константин, сын Павла); Игорь Карташев (граф Пален); Елена Сотникова (Мария Федоровна, жена Павла); Елизавета Палкина (Елизавета, супруга Александра); Мария Риваль (Анна Гагарина); Михаил Васьков (Роджерсон); Евгений Карельских (Голицын); Наталья Молева (Волкова); Ирина Калистратова (Щербатова); Ольга Гаврилюк (Ливен); Александр Рыщенков (Бенигсен); Андрей Зарецкий (Бибиков); Карен Овеян (Кутайсов); Евгений Кравченко (Талызин); Данила Гнидо (Тутолмин); Эюб Фараджев (Скарятин); Сергей Барышев (Платон Зубов); Александр Галочкин (Николай Зубов); Семен Арзуманов (Титов); Григорий Здоров (Яшвиль).