Невероятная трагедия, унесшая жизни детей. Каждый день жду новостей, что пострадавшие мальчишки, которых перевезли в Москву, пошли на поправку и кризис миновал.
Часть моих детей учатся в школе. На протяжении многих лет нам внушают, что, пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за него несёт школа. Поэтому мы привыкли писать 1000 и одно заявление на каждый шаг наших детей, и, вероятно, это правильно. Но когда я читаю о разбирательстве в отношении брянского инцидента, складывается впечатление, что ответственность несёт кто угодно, только не школа.
На сегодняшний день арестованы отец девочки, которая устроила стрельбу, замдиректора школы по административно-хозяйственному отделу, сотрудница и директор ЧОП. Всем грозят реальные и большие сроки. Подобное ЧП далеко не первое и, к сожалению, не последнее. И судя по арестам в этот раз, такое впечатление, что нужные выводы так и не сделаны. Или нам о них не сообщают...
Отец девочки, безусловно, должен быть привлечён к уголовной ответственности за неподобающее хранение своего оружия и боеприпасов (ружье было зарегистрировано именно на него), тем более что, по его словам, он лично учил дочь им пользоваться.
Но, помимо этого, ему вменяют «доведение до самоубийства». А точно ли это по адресу? Очень многие тг-каналы писали о школьной травле в отношении неприметной девочки, которая предпочитала сторониться всех и общаться с сестрой-близняшкой. Это как же надо было довести ребёнка, чтобы он решился на крайний шаг?! Почему об этом сейчас никто не говорит, о роли классного руководителя, которая не могла не знать, что происходит в классе. Отец потерял дочь — хуже этого наказания не придумать. А вот травили её как раз одноклассники. Так где же были школьные психологи, классный руководитель и сотрудники по воспитательной работе?
Травля – это постоянная боль и страх, которые для подростка могут оказаться непереносимыми. Учителя, как правило, травлю игнорируют. Воспринимают её как обязательный атрибут подростка... Напрасно. Учителя не могут не видеть конфликт между учениками и именно миссия учителей выяснить, что происходит и помочь устранить этот конфликт. Потому что сам собой он не разрешится... Без вмешательства взрослых конфликт лишь усугубится.
СМИ сообщают, что за месяц до трагедии в этой школе проводились занятия, где психологи объясняли как не стать жертвой травли. И девочка, совершившая непоправимое, на них присутствовала. Как мы видим, это не помогло ни ей, ни её одноклассникам, которые продолжили её травить. Опять же, к великому сожалению, подобные мероприятия проводятся для галочки. Формально.
Из других арестованных — заместитель директора по административно-хозяйственному отделу. Вменяют слабый контроль за рамкой металлодетектора, которого, по информации СМИ, не было. Представим, что рамка была и работала. Поток детей на вход. Что делать? Всех обыскивать? Рамка срабатывает на застежки, пряжки, мелочь в карманах и т. д. Досмотр каждого? Задача нереальная. Чем должен был смутить тубус? Это же школа...
Сотрудница ЧОП — больная диабетом женщина за 50 — также арестована. Что она может сделать? С точки зрения суда, видимо, в одиночку обыскивать сотни учеников по несколько раз в день. Раскрывать все тубусы, портфели, рюкзаки.
Арестован директор ЧОП, заключивший договор со школой, выдавший всем инструкции.
Да, должен отвечать. А что в реальности? Чтобы его бизнес хоть как-то существовал, принял правила игры: проверки, бумажная волокита, нищенские контракты, откаты, невозможность набрать на предлагаемые условия профессионалов. Разве не нужно уже давно решить эту проблему? Чтобы в школах работали профессионалы.
Наказать и посадить можно всех. Разве это решит проблему? Ребёнок может орудовать циркулем в отношении одноклассников при работающей рамке и вооружённой охране. Где же ответственность педагогов, которые каждый день наблюдали этих детей? Тут полный провал. Провели урок, галочку поставили — и слава Богу. А проблема уже настолько острая, что дальше не замечать её нельзя. Подростки считают себя никому не нужными, не понятыми. Не могут получит помощь и поддержку, когда их травят и обижают. Учителя в лицо говорят детям, что не верят им (столкнулись с таким на собственном опыте). Куда дальше?
Необходимо успеть схватить за хвост стремительно исчезающую настоящую миссию учителя — преподавательскую и воспитательную, помочь и педагогам её осуществлять и детям — принять. От души, не формально, не равнодушно. Тогда есть шанс уберечь наше общество от подобных трагедий.
PS. Мать девочки, принесшей в школу ружье, проходит в деле как свидетель и, по сообщениям СМИ, планирует дать новые показания, которые якобы прольют свет на мотивы дочери.