Найти в Дзене
Nuar-чан любит аниме!

"Мальчик и птица" - история маленького мужчины. Обзор на последнюю работу Хаяо Миядзаки

Оглавление

У каждого из нас есть внутри груз потери. И каждый переживает эти тяжелые воспоминания по своему.

Седьмого декабря 2023 года в российский прокат вышел последний фильм, который представил миру Хаяо Миядзаки. Он уже официально отошел от дел продав свое драгоценное детище - студию "Гибли" государственной японской телевизионной компании. Но перед этим поставил громкий аккорд в своей карьере режиссера и сценариста. Естественно, что я не могла пройти мимо такой премьеры и сейчас делюсь с вами своими впечатлениями от просмотра.

Мальчик Махито в 1943 году теряет свою мать Хисако, которая трагически сгорает в больнице, где работала в ночную смену. Так, через год, он и его отец переезжают из Токио в отдаленное поместье, где живет его новая мать ( и младшая сестра Хисако) Нацуко. Скоро у него должен будет родиться брат или сестра. Боль Махито подкрепляется еще и тем, что Нацуко оказывается практически полной копией его матери. В новом городе ему приходится нелегко. Отец пропадает на заводе, что производит кабины для истребителей и решает проблемы по большей части деньгами. А сам он ну вот совершенно не вписывается в школьный коллектив сельской местности. Дома так же не все гладко. Он никак не может, да и не хочет, найти общий язык с Нацуко, которой становится хуже день ото дня. Да еще и таинственная цапля не дает ему покоя ни днем, ни ночью. Она зазывает его в старую башню, что стоит неподалеку от поместья.

-2

И вот, в один из дней, по дороге домой, после драки с одноклассниками, он наносит себе тяжелое увечье, ударив камне по голове. Это служит отличным поводом больше в школе не появляться. Разбирая вещи захваченные из города, Махито находит книгу "Как поживаете", что оставила с добрыми пожеланиями ему мама. Во время чтения, он краем глаза через окно замечает, что Нацуко скрывается в лесу. И только к вечеру понимает, что надо было поднять тревогу еще тогда, ведь его мачеха из леса так и не вернулась. Он, вместе со старушками-слугами отправляется на ее поиски, что приводят внутрь таинственной башни. Так захлопывается магическая ловушка.

Мои впечатления от просмотра

-3

История "Мальчик и птица", была объявлена миру уже довольно давно. И интерес к ней отлично подогревался промоутерами, что сознательно отказывались не только от рекламных компаний, но даже от малейших постеров и трейлеров. Нам просто было объявлено, что это будет последняя работа Хаяо Миядзаки, и что она будет основана ( или вдохновлена) произведением "Как поживаете". Сработали они на отлично. Хайп вокруг данного релиза был просто огромный. Но со мной это сыграло довольно злую шутку, завысив этими заявлениями мои ожидания. Стоит себе в этом признаться.
Я ожидала, что последняя работа Миядзаки будет его финальным фейерверком в коллекции выпущенных кинолент. Что это будет фееричная история, которая окажется на уровне его лучших работ, вроде "Унесенной призраками" или "Ходячего замка Хаула". По итогу же могу вам признаться, что немного разочарована.

Дальше советую читать на свой страх и риск, потому что могут быть спойлеры.

-4

Стоит отметить, что картины Миядзаки никогда не раскачивали зрителя слишком долго. Что в "Унесенных призраками", что в "Ходячем замке", что в "Тоторо" и других нас окунают в волшебство буквально спустя минут 15-20 от начала просмотра. И это сильно отличало "Мальчика и птицу" от остальных лент. На описание военной повседневности и ситуации в семье нам отводится почти час экранного времени. Да, я понимаю, что это было необходимо для погружения, что рассказать все нюансы быстрее было бы сложно. Но... От этого темп повествования самой ленты становится тягучим, словно сироп. И мне было немного скучновато. Создавалось ощущение, словно волшебного мира перед нами так и не предстанет, что все ограничится галлюцинациями Махито в отношении цапли. Но нет. Во второй половине нам полностью меняют место действия, погружая в выдуманный мир.

-5

Стоит отметить, что как музыка, так и задние фоны были просто на высоте. От них было сложно оторвать взгляд. Дизайн персонажей остался чисто гиблевским, так что тоже приятно радовал взгляд своими округлыми формами.

Но вот наполнение самого мира... Обычно, нам представляли в предыдущих картинах каких-то совершенно новых существ, что либо присутствуют в мифологическом фольклоре ("Унесенная призраками", "Принцесса Мононоке"), либо выдуманы с нуля. Но тут... Я не знаю, что случилось с фантазией автора, но тут мифических существ практически нет. Просто оживленные и человекоподобные птицы разных видов. И только одно существо, что символизирует нерожденную душу. От этого становится опять же немного грустно и скучновато. Такое впечатление, что именно птицы разных размеров и видов послужили вдохновением для сценария, а не повесть. Их тут действительно очень много.

-6

С другой же стороны мне понравилась концепция параллельности временных потоков, когда Махито встречается со своей молодой мамой и молодой версией одной из старушек - Кирико. Их одновременный выход из башни в одно и то же место, но в разные временные линии - просто прекрасен.

Там был момент, когда король попугаев и его слуги несут в гробу Хисако. В этот момент меня посетила мысль - интересно, а на что именно это отсылка? На "Белоснежку"? Или на старую китайскую традицию женитьбы и сопровождения мертвых? Интересно было бы узнать ваше мнение.

-7

Махито, как личность, сильно вырастает. Если вначале это зажатый мальчик, что терпит и переживает потерю матери глубоко внутри самого себя, одновременно стараясь не огрызаться на окружающих, то в конце - это прекрасный представитель мужчины в самом большом смысле этого слова. Он достоит восхищения. И это прекрасно.

Если подводить итоги, то мне показалось, что наполненность сюжетом у данной ленты страдает. И ее старались растянуть для нормального хронометража как только могли. От этого напряжения сюжетных поворотов не чувствуешь. И остается ощущение тягучести.

Для меня эта лента явно не станет фаворитом в перечне работ Хаяо, но твердо займет середину списка.

А какие у вас впечатления от просмотра? Смотрите - обсудим!