Найти тему
Ирина Кундик

Правши и левши

Интересные данные попались мне в книге Кевина Лейланда "Неоконченная симфония Дарвина". Оказывается, изучая древние каменные орудия, можно определить, какая рука являлась ведущей у того, кто это орудие изготавливал.

Пещера рук в Аргентине. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/peschera-ruk-v-argentine-81-foto.html
Пещера рук в Аргентине. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/peschera-ruk-v-argentine-81-foto.html

Ученые проанализировали большое количество каменных отщепов из различных стоянок древних людей и обнаружилось, что у самых древних изготовителей каменных орудий (живших 2,5–0,8 млн лет назад) левши составляли 43%! Куда же потом они подевались? ))

Кто родится: левша или правша?

-2

Кевин Лейланд в своей книге приводит такие данные:

При прочих равных праворукими оказались бы 78% людей (именно такой шанс у единственного ребенка в семье вырасти правшой). Однако прочих равных не бывает, поскольку на распределение рукости сильно влияют родители. Если оба родителя правши, вероятность того, что ребенок будет правшой, увеличивается примерно на 14%, а значит, общая вероятность рождения праворукого ребенка у праворуких родителей 92%. Соответственно, если оба родителя левши, вероятность рождения у них праворукого ребенка снижается ровно на столько же и составляет 64%. В смешанных парах влияние родителей практически нейтрализуется.

Конечно, предпочтение правой или левой руки зависит от генетических факторов, но вот еще немного цифр из той же книги:

Если на тысячу пар однояйцевых близнецов приходится в среднем 772 пары с совпадающей рукостью, то на тысячу пар разнояйцевых — 771 пара11 . Рукость явно не обладает высокой наследуемостью и этим подрубает под корень чисто генетическое объяснение

Значит дело не только в генетике!

Вернемся к первобытным изготовителям каменных орудий

-3

Чем более качественно древний мастер изготавливал каменное орудие, тем больше шансов на выживание было у этих людей.

Допустим, в племени есть человек, который наловчился делать очень хорошие каменные наконечники для копий, поэтому охотники добывают достаточно еды, племя процветает.

Естественно, подрастающие дети внимательно наблюдают за действиями мастера и пытаются их повторять. Это называется социальным научением. Изготовление каменного орудия довольно сложный процесс. Чтобы этот навык перенять, надо очень точно повторять необходимые действия.

Теперь внимание! Допустим, наш мастер — правша. Тогда ребенок-правша имеет больше шансов точно воспроизвести действия мастер просто наблюдая за его работой. Соответственно, у правши больше шансов стать следующим востребованным мастером и, соответственно, больше шансов выжить и оставить потомство, закрепив тем самым преобладание правшей в популяции.

Это же самое относится и к другим навыкам. Если волею случая обладатель полезного навыка оказался правшой, то скопировать его навык посредством простого наблюдения и социального научения легче тому, у кого ведущей тоже является правая рука. Читать про социальное научение

Вот так и сработал естественный отбор правшей. А все потому что случайным образом носителем полезного навыка оказался правша, а не левша. А могло бы быть наоборот, но не случилось...

Еще один маленький левша
Еще один маленький левша

Как вам такое объяснение? Напишите в комментариях!

Кстати, говорят, что в наше время процент левшей растет. Наверно, это потому что описанный выше способ естественного отбора правшей перестал работать. В наше время социальное научение не является основным способом передачи навыков.