Интересные данные попались мне в книге Кевина Лейланда "Неоконченная симфония Дарвина". Оказывается, изучая древние каменные орудия, можно определить, какая рука являлась ведущей у того, кто это орудие изготавливал.
Ученые проанализировали большое количество каменных отщепов из различных стоянок древних людей и обнаружилось, что у самых древних изготовителей каменных орудий (живших 2,5–0,8 млн лет назад) левши составляли 43%! Куда же потом они подевались? ))
Кто родится: левша или правша?
Кевин Лейланд в своей книге приводит такие данные:
При прочих равных праворукими оказались бы 78% людей (именно такой шанс у единственного ребенка в семье вырасти правшой). Однако прочих равных не бывает, поскольку на распределение рукости сильно влияют родители. Если оба родителя правши, вероятность того, что ребенок будет правшой, увеличивается примерно на 14%, а значит, общая вероятность рождения праворукого ребенка у праворуких родителей 92%. Соответственно, если оба родителя левши, вероятность рождения у них праворукого ребенка снижается ровно на столько же и составляет 64%. В смешанных парах влияние родителей практически нейтрализуется.
Конечно, предпочтение правой или левой руки зависит от генетических факторов, но вот еще немного цифр из той же книги:
Если на тысячу пар однояйцевых близнецов приходится в среднем 772 пары с совпадающей рукостью, то на тысячу пар разнояйцевых — 771 пара11 . Рукость явно не обладает высокой наследуемостью и этим подрубает под корень чисто генетическое объяснение
Значит дело не только в генетике!
Вернемся к первобытным изготовителям каменных орудий
Чем более качественно древний мастер изготавливал каменное орудие, тем больше шансов на выживание было у этих людей.
Допустим, в племени есть человек, который наловчился делать очень хорошие каменные наконечники для копий, поэтому охотники добывают достаточно еды, племя процветает.
Естественно, подрастающие дети внимательно наблюдают за действиями мастера и пытаются их повторять. Это называется социальным научением. Изготовление каменного орудия довольно сложный процесс. Чтобы этот навык перенять, надо очень точно повторять необходимые действия.
Теперь внимание! Допустим, наш мастер — правша. Тогда ребенок-правша имеет больше шансов точно воспроизвести действия мастер просто наблюдая за его работой. Соответственно, у правши больше шансов стать следующим востребованным мастером и, соответственно, больше шансов выжить и оставить потомство, закрепив тем самым преобладание правшей в популяции.
Это же самое относится и к другим навыкам. Если волею случая обладатель полезного навыка оказался правшой, то скопировать его навык посредством простого наблюдения и социального научения легче тому, у кого ведущей тоже является правая рука. Читать про социальное научение
Вот так и сработал естественный отбор правшей. А все потому что случайным образом носителем полезного навыка оказался правша, а не левша. А могло бы быть наоборот, но не случилось...
Как вам такое объяснение? Напишите в комментариях!
Кстати, говорят, что в наше время процент левшей растет. Наверно, это потому что описанный выше способ естественного отбора правшей перестал работать. В наше время социальное научение не является основным способом передачи навыков.