Найти тему

Вспоминая 90-е...

Многие ли сейчас помнят 90-е? Уже растут дети у тех, кто родился в 2000 году... Да и те, кто побывал, так сказать, лично в тех достославных временах, вряд ли часто их вспоминают.
А я вот часто вспоминаю то время. Время удивительное. Ошарашенные, растерянные люди, на глазах которых произошло то, чего они несколько лет назад и представить себе не могли (кроме самых умных). Ещё совсем недавно думать о барышах считалось в обществе постыдным, а сегодня - это цель и смысл. Кто-то "перестроился" и надел малиновые пиджаки, имея при этом серьёзные лица хозяев жизни (очень гармонирующие с малиновыми пиджаками), кто-то растерялся и ушёл в запой... А помнит кто-нибудь толпы молодых людей весьма характерного вида в самых оживлённых местах городов того времени? Наркоманы! Это были действительно именно толпы. То есть, на каком-нибудь многолюдном пятачке, где стояли ларьки со всякой всячиной и бабульки торговали укропчиком, тусовались десятки (а иногда и сотни) молодых людей, на которых нельзя было не обратить внимания. Они вроде ничего не делали, ничем не занимались, и в то же время их лица были напряжены и сосредоточены: они явно были не на прогулке. Они то чего-то нервно ожидали, то всей толпой, как стая птиц, вдруг срывались и неслись куда-то, пугая удивлённых людей, чуть не сбивая их с ног. Большинство обывателей, кстати, понятия не имело, что это такое происходит. Поэтому картина была непонятная и тревожная. На пятачке мог стоять милицейский "бобик", и сотрудники, было полное ощущение, с неменьшим удивлением взирали на происходящее, и тоже не знали, что происходит, что с этим делать, и надо ли вообще что-то с этим делать. Ведь молодые люди ничего не нарушают: не хулиганят, не бьют окна, не рисуют на стенах... Они просто стоят. Или просто идут. У этой толпы чем-то похожих друг на друга молодых людей нет в руках флагов и транспарантов: значит, это не демонстрация. А что же тогда?
В общем, и глазом не успели моргнуть, как наркомания перестала быть проблемой богемы, и превратилась в трагедию растерянного общества. Только что: "В СССР наркомании нет!", и теперь - тысячи, сотни тысяч, миллионы молодых людей по всей стране стоят вот на таких пятачках. Стоят и ждут с напряжёнными лицами, когда придёт "барыга", один из местных наркодилеров, и принесёт свой товар. Продавали "ханку", она же "черняшка", - опий - сырец, коричневая субстанция, завернутая в кусочек полиэтилена, - так называемый "чек". Но это всего лишь полуфабрикат. Для приготовления из него препарата, годного для внутривенного употребления, нужен был ещё прекурсор, который называли "кислый": уксусный ангидрид. Его можно было приобрести у того же барыги, или у другого (на каждом таком минирыночке торговали своим товаром иногда по пять барыг одновременно).
Просто удивительно, как быстро молодёжь, наверняка в большинстве своём не жаловавшая в школе химию, превратилась в заправских химиков. Варили все. "Варочные хаты" были едва ли не в каждом многоквартирном доме. Те, кто застал то время, должны помнить этот стойкий запах растворителя по всему подъезду, извещающий о том, что в вашем подъезде имеется весёлая квартирка. И процесс-то был не такой уж простой! Приготовить продукт, который будет ничем не хуже героина, из маковой соломки, надёрганной на пригородных дачных участках, это целое искусство. Настоящие гуру появлялись в деле приготовления "химии".
А потом появился героин. Не нужны стали растворитель и ангидрид, возня с кружками и пассатижами. Меньше романтики, больше комфорта, так сказать. У многих городов есть небольшие города - сателлиты. Так вот, эти маленькие городки стали настоящими центрами наркокультуры. Там массово проживали барыги, каждый (или каждая) из которых имели определённое количество "вхожих" клиентов, которые каждый день несли к ним денежки. Каждый из вхожих "берунов" брал не только для себя, но и ещё для кучи народу. Сейчас такое и представить себе трудно. Приходили запросто, как в гости к соседу. Барыга и чайком мог напоить... Ехали и ехали из города тысячи "грачей", которые уже требовали деньги вперёд, поскольку перекидали их немеряно...
Масштаб явления был так велик, что в этих городах-спутниках под ногами на улицах хрустели шприцы, и не замечать этого было уже невозможно. Милиция получила отмашку и ОБНОНы взялась за дело.
Официальная статистика и близко не отражает огромного масштаба той трагедии, поскольку исходит из количества зарегистрированных наркоманов. Статистика говорит о сотнях тысяч. Уверен, в эту беду попали миллионы молодых людей. Когда сегодня кто-то говорит о том, что "в 90-е было не так уж плохо", то будьте уверены: либо этот человек не видел 90-е и не понимает, о чём говорит, либо он из тех, кто как раз наживался на настоящей народной беде. Ну, либо ему сейчас приплачивают за то, что он это говорит.
Сегодняшняя синтетическая солевая дрянь в "закладках", при всей серьёзности проблемы, - это просто детский сад по сравнению с гигантскими масштабами наркотрагедии 90-х.
А потом, уже в 21 веке, появились многочисленные "реабилитационные центры" под самоуправлением наркозависимых, христианские и псевдохристианские. Огромный спрос рождал предложение. Никакого лечения, в медицинском смысле, в этих самодеятельных организациях, разумеется, не было. Но явление это интереснейшее и совсем не однозначное. Сколько удивительных историй и самых разных судеб! Не стоит мазать этот бизнес, эти "работные дома" только чёрной краской. Кому-то действительно помогло. Но это уже другая тема.

Сбер 2202 2003 9890 6154 для поддержки канала.


Данная статья носит сугубо исторический характер, ни к чему не призывает и ничего не пропагандирует.