Получить достоверную информацию из Северной Кореи непросто. Многие сферы жизни закрыты от глаз иностранных журналистов. Пенсионный вопрос – не исключение, он также содержится в тайне. Сегодня попытаемся собрать воедино все, что мы знаем о северокорейских пенсионерах.
Первое, что удалось выяснить в беседах с северными корейцами – это уравнительный характер пенсий. В отличие от зарплат, которые могут значительно различаться в зависимости от должности, на пенсии распространяется другой принцип. Нет разделения на государственно спонсируемые и частно-государственные.
Женщины уходят на пенсию в шестьдесят лет, мужчины – в шестьдесят пять. При этом подсчет трудового стажа не имеет решающего значения, как в России. Считается, что в Северной Корее у всех сотрудников этот показатель примерно одинаковый. Учитывая то, что тунеядство уголовно наказуемо, уровень безработицы в стране крайне низкий. Занятие находится всем.
Примерная величина ежемесячного пособия составляет 30%. Такую сумму получает примерно 85% населения страны – независимо от возраста и пола. Однако поддержка государства выражается не только финансово. Власти назначают пожилым людям продуктовые карточки. Также пенсионерам не приходится платить за лечение – вся медицина (включая лекарства) для них бесплатна.
К сожалению, пенсионерам не хватает отведенной им на старость суммы – не помогают даже карточки. Поэтому если у пожилого человека нет иной финансовой опоры, он вынужден продолжать работать. Сотрудник часто предпочитает оставаться на старой должности или брать подработку в частном порядке, чтобы поправить свои финансовые дела.
Если в крупных городах это не так трудно, то в деревнях пожилые корейцы начинают торговать выращиваемыми продуктами. Их столичные «коллеги» устраиваются нянями, репетиторами и т.д. Разнообразие вносит и государство. В добровольно-принудительном порядке оно мотивирует пенсионеров участвовать в облагораживании городов.
Сельским жителям приходится обрабатывать назначенные наделы земли. Человек собирает урожай, который впоследствии сдает государству. В крупных городах, где говорить об участках не приходится, пенсионеры ухаживают за клумбами, убираются на общественных и дворовых территориях. Словом, пенсионный возраст в Северной Корее – понятие символическое.