Возникшие этой осенью проблемы на главных артериях мировой торговли: Панамском и Суэцком каналах - могут привести к катастрофическим последствиям. Об этом пишет британская Financial Times в статье "Глобальная предрождественская торговля под угрозой из-за кризисов в двух каналах".
По сути, случился одновременный сбой в работе двух жизненно важных глобальных торговых коридоров, который угрожает нарушить цепочки поставок. Один канал пострадал от засухи, второй - от серии нападений на проходящие грузовые суда. А ведь на носу Рождество и новогодние праздники. Многие не дождутся своих подарков.
В окрестностях Панамского канала месяц октябрь 2023 года стал самым засушливым за последние 70 лет. Уровень воды в канале понизился, и властям пришлось сократить число проходов судов, которое к февралю будут ограничены количеством 18 кораблей в день. В результате образовалась пробка, и теперь суда ожидают своей очереди от 12 до 16 дней.
По данным аналитического ресурса MarineTraffic, всего лишь 167 судов пересекли канал в первую неделю декабря этого года по сравнению с 238 в прошлом году. При этом расценки за пользование Панамским каналом как то очень стремительно выросли - до миллионов долларов за проход одного судна.
Столкнувшись с растущими задержками, компании были вынуждены перенаправлять суда на более дорогостоящие маршруты. Но и тут не всё так гладко. Во-первых, смена маршрута с Панамы на Суэц добавляет к пути от Нью-Йорка до Шанхая для судов пять дней . А если выбирать маршрут вдоль африканского мыса Доброй Надежды, то это увеличивает время в пути еще на шесть дней.
Во вторых, Суэцкий канал становится небезопасным.Участились нападения йеменских повстанцев на корабли, которые, как они считают, везут товары в Израиль. Если эти нападения продолжатся, то в сочетании с проблемами Панамского канала бытовая электроника, такая как смартфоны и другие гаджеты, "может оказаться недоступной".
"Есть поставки, которые просто не успеют прибыть к Рождеству", - пугают авторы статьи.
Ну что же. Наверное, назрело время сдуть пыль с планов альтернативного Панамскому канала проекта. Над которым задумывались уже давно. Речь идёт о проекте "Великого трансокеанского канала Никарагуа". Да, замысел не нов, его прорабатывали ещё в бытность СССР, а в 60-тые годы прошлого века даже были проведены изыскания. Но после Карибского кризиса о проекте благополучно забыли.
В 2014 году к этой идее вернулись китайцы и даже начались подготовительные работы, но после странного банкротства компании-инвестора HKND Group, принадлежащей миллиардеру Ван Дзину, которое странным образом совпало со скандалом с "Мистралями", в 2016 году работы приостановили.
Китай втихаря "договорился" с американцами по поводу пошлин, установил дипломатические отношения с Панамой. И было похоже, что "альтернативный" проект похоронен навсегда. Но прошло время, и о проекте опять заговорили. Весной 2023 Россия, Китай и Никарагуа реанимировали его на уровне стартовых соглашений.
А настоящая реанимация началась в 2021, когда избранный президентом Никарагуа Даниэль Ортега первым делом прервал дипотношения с Тайванем. Китайцы сразу нашли деньги, и МИД Никарагуа официально сообщил о начале строительства. Россия также подтвердила участие. С тех пор работа шла ни шатко и валко.
Но когда в 2022 часть судов Китая получила запрет на проход по Панамскому каналу, в Пекине проснулись, и картина со стройкой в Никарагуа кардинально изменилась. Китаю, да и нам, нужен стабильный маршрут в Южную Америку. И если объединить ресурсы наших стран, то запустить новый маршрут года за три-четыре вполне возможно.
Так что, несмотря на всякие препоны, которые устраивает коллективный Запад, всячески тормозя процесс, переделка однополярного мира в многополярный идёт поступательно. И реализация этого проекта, если он состоится, станет ещё одним шагом к достижению этой цели.