Не удивляйтесь в Таро, как и в других мистических течениях есть линии передачи. Может показаться, что их довольно много но это совсем не так.
Начнем разбор с самого понятия линия передачи. К проводам висящим на столбах это разумеется, никакого отношения не имеет. Линией передачи называют не прерывающуюся цепочку передачи знаний и умений подкрепленную энергией, состояниями и часто собственным эгрегором. То есть чтобы, какое то знание получило линию передачи должно пройти хотя бы поколение мастеров от создателя метода или знания, у мастеров должна быть повторяемость их методов и действий и желание причислять себя к соответствующей школе. Требуется соблюдение наложенных создателем линии ограничений и условий передачи знаний. Требуется обязательная передача состояний и энергий помимо самих знаний.
Линия передачи может быть и в науке. Есть так называемые научные школы. Часто антагонистичные друг другу. Там основным является не энергетика, а сами прикладные знания, часто философия и космогония. Но линией это делает преемственность и признание авторитета личности создателя линии.
Яркими линиями передачи обладают религиозные конфессии. Рукоположение в сан это прямая передача эзотерической линии. Соблюдаются все правила и писанные и неписаные.
Мифология говорит о том, что Таро, Ицзин, Руны были переданы атлантами как определённые знания о мире. В своей книге «Все и вся: Рассказы Везельвула своему внуку» Гурджиев пишет, что атланты сформулировали объективное знание в 144-х законах, записав их на двух полушариях из слоновой кости, замечательным образом вставленных друг в друга. На одном из полушарий были изображения 80-ти арканов Таро. На другом - 64 гексаграммы книги Ицзин. Зная, что Атлантида должна погибнуть, её жрецы, учёные сохранили и сберегли эти полушария, содержащие объективные знания. Первое полушарие со знаниями Таро пришло в Европу через остров Крит в Средиземном море, а потом через Египет и в Индию. Второе же преодолев Атлантический и Индийский океаны, достигло Китая, став основой книги Ицзин. После гибели Атлантиды её жрецы, спасшиеся на островах не подвергшимся катаклизмам (Ирландия, Англия, Скандинавия) восстановили 24 принципа своего учения, воплотив их в алфавит и календарь. Недаром число 24 составляет рунический алфавит.
Другая легенда указывает на египетские корни традиции Таро. Существует легенда о том, что в одной из древних пирамид существовала галерея, разделенная сфинксами, и на стенах этой галереи были изображения 24 старших арканов. Адепт должен был пройти эту галерею, медитируя на каждый аркан. В легенде говорится, что не каждый из адептов мог дойти до конца галереи. Ещё одна легенда, связанная с Египтом гласит, что в одной из пирамид хранилось 24 золотых пластины, на которых были изображения символов старших арканов.
В древних культурах (Египет, Шумер, Греция) священнодействие и наука ещё не разделались. Знание, которое мы называем Таро, сохранялось жрецами и передавалось через ритуал посвящения, т.е. инициацию. Записывалось очень мало, чтоб «нечистые руки» не могли это использовать в своих целях.
Другим легендарным источником Таро были терафы или терафим, о которых Элифас Леви пишет в своей книге «Догма и ритуал высшей магии»: «…И поскольку вера древних не позволяла им ничего приписывать случаю, они получали ответы Провидения через оракул Таро, которое у евреев называлось тераф или терафим…»
Согласно Леви, терафим представляли собой алфавит и оракул: «…Удивительная книга, вдохновившая все священные писания древних народов... Самый совершенный предсказательный инструмент, которым можно было пользоваться с полным доверием…».
Итак, вернемся к Таро. Линии передачи в Таро принято называть школами. Довольно давно сформировались в Европе и Америке две базовые школы или уже правильнее сказать направления в линиях передачи таро. Это египетская и итальянская линии.
Первая считает, что таро пришло к нам из Египта. Знания таро по этой школе являются зашифрованными записями египетских жрецов. В 356-323 г.г. до н.э. Александр Великий своим завоевательным походом создал культуру, в которой объединились греческие, египетские и азиатские элементы. Александрия (Северный Египет) - стала центром эллинистической культуры, в которой Музейон (храм муз) и находившаяся рядом библиотека Серапеум, были центрами ее духовной жизни. Согласно легендам, в этой библиотеке тоже было Таро. Библиотека и храм были уничтожены во время войн Юлия Цезаря.
При крахе египетской цивилизации жрецы приняли решение сохранить сакральные знания любой ценой. Было сделано много разных попыток сохранить и передать эти знания. Таро это те знания которые были переданы «на сохранение пороку». То есть в виде игры вошли в мир непосвященных для того, чтобы посвященные будущего смогли получить и прочитать эти знания. Легенда гласит, что 9 жрецов храма собрались, зная, что скоро будет храм разрушен, а они убиты, для того чтоб договорится о сохранении знаний и передаче их последующим поколениям. Их решением было передать это знание народу вышедшему из Индии (роммани), т.е. цыганам, но с условием, что эти карты в руки не возьмёт непосвящённый, и ими нельзя пользоваться всуе. Роммани сохранили Таро, используя как философский инструмент, и в течении последующих семи веков распространили в Азии под названием «Цыганское таро». Но цыгане нарушили две заповеди жрецов, поэтому их народ скитается и по сегодняшний день. Другая версия этой легенды гласит о том, что жрецы знали, что добродетель человеческая быстро гибнет, а порок остаётся всегда и они на сохранение передали эти знания пороку, так появились игральные карты.
Основу знаний таро эта школа относит к египетскому богу Тоту, которого отождествляет с мистиком и магом Гермесом Трисмегистом (по некоторым источникам ипостасью бога). Не меньшее место занимает и волхв Мельхиседек. Эти двое Тот и Мельхиседек считаются покровителями колоды таро. Школа таро полна мистицизма и таинств. Именно из нее вышли линии Уайта, Кроули, Этейла и другие каббалистическо – мистические школы и колоды. Создавать свою колоду стало признаком зрелости школы.
Вторая считает что таро родилось в Европе в Италии или Испании и развилась она из обычной колоды игральных карт, а в самом начале представляла собой всего лишь салонную игру, которой развлекалась итальянская знать пятнадцатого века. И, хотя в ней отсутствуют романтика и тайна, для начной и материалистичекой общественности именно она считается наиболее правдоподобной. Почему? Во-первых, первоначальные названия карт, carte da trionfi и tarrochi, взяты из итальянского, в то время как в других языках еще целое столетие не существовало достоверных терминов для обозначения и описания колоды. Во-вторых, на первоначальных козырных картах отсутствовали египетские изображения. Вместо этого на них изображались картинки со сценами из жизни европейской знати. Отсюда, собственно, и проистекает утверждение, что система Таро зародилась в Европе. Хотя если кто то внедрял систему осмысленно, то перевести символы на более понятные для населения средневековой Европы было не просто разумно, но необходимо. Иначе ничего бы не получилось.
Для этой школы и их последователей больший интерес представляет не история происхождения Таро, а факты, окружающие игральные карты. Придуманные испанскими мусульманами в начале ХIV века, они попали в Европу где-то между 1375 и 1378 годами. И хотя те карты, действительно, делились на четыре масти — червы, трефы, бубны и пики, — они приобрели свой теперешний вид только после того, как французы в конце 70-х годов XV века основательно их усовершенствовали. Следует упомянуть, тем не менее, о том, что первоначально карты были очень похожи на нынешнюю колоду Таро: жезлы или скипетры, мечи, кубки и монеты (пентакли, или динарии).
Также необходимо отметить, что (придворные) карты по мастям — Король и две младшие карты— были мужскими картами. С появлением Таро, однако, все изменилось. Появились Королевы, а также Шут и козырные карты. Необходимо подчеркнуть, что эти добавления не имели ничего общего с дивинацией (гаданием). Они были всего лишь компонентами, необходимыми для первоначальной версии игры— игры с козырями, которая очень напоминала бридж.
Если все обстоит именно так, почему же мы тогда используем Таро в качестве инструмента духовного познания и совершенствования? Как могла обычная салонная игра эволюционировать в столь сложную систему? Поскольку обычные игральные карты использовались для предсказания судьбы с 1487 года, нет никаких гарантий, что Таро не привлекли внимания провидцев и колдунов. Однако только через 350 лет каждая карта получила свое точное толкование в предсказаниях, и все картинки были переработаны с учетом этого. В сущности, Таро не считались пригодными для оккультных занятий до начала 80-х годов XVIII века. Именно в это время карты становятся системой философских взглядов и начинают развиваться в мощный инструмент духовного познания, какими мы и знаем их сегодня.
Эта школа более психологична. Серьезнее относится к архетипам и психологическим характеристикам чем к таинствам. Причем эта школа и ее последователи не отрицают магической составляющей таро, но считают ее последствием развития колоды и ее эгрегора, а не мистической силой намерения египетских жрецов. Дороти Моррисон, чьи книги по прикладной магии таро есть и на полках российских магазинов, относится именно к этой школе.
За несколько столетий эволюции в современном обществе у этих линий появилось множество ответвлений и отростков. Более и менее известные местные и международного значения школы таро расплодились по миру. Некоторые школы работают с разными колодами, некоторые с одной. Кто то признает новые колоды, кто то не принимает их надух. Все эти течения имеют свои ниши и свои права.
В современной Москве например наиболее часто встречающимся является упоминание о школе Анны Котельниковой. Анна Котельникова, безвременно покинувшая нас в январе 2009 года, была основательницей Таро-клуба, одним из наиболее известных тарологов России. Автор книг: «Уроки предсказания с Марией Ленорман», «Возрожденный оракул Марии Ленорман. Уроки предсказаний и колода карт», «Сокровенная колода русской ворожеи», «Эротическое Таро. Исследование тайн любви» (вместе с Еленой Герасимовой), «Расклады и опыт истолкования Таро» (вместе с Алексеем Клюевым и Евгением Колесовым), «Таро-клуб. Альманах» и других. Анна Анатольевна Котельникова — создатель и идейный вдохновитель Таро-клуба.
Гораздо реже встречаются представители линии Ассоциации Аура. Международная Ассоциация «АУРА» (МА «АУРА») создана в 1990 году, президент и вице-президент ассоциации Свами Ананд Сирджанхар (Илья Ченцов) и Ма Прем Чандира (Валентина Бондаренко). Как основа линии взяты наработки Ордена Золотой Зари к которой принадлежал А. Уайт и его универсальная колода.
Главный принцип «АУРА» в движении по пути гармоничного развития человека, это использование тех практик, техник, методик, подходов и традиций, в основе которых лежат принципы уважения свободного выбора каждого Человека. Отношение к Человеку как целому, связь микрокосма (внутреннего мира Человека) и макрокосма (т.е. окружающей его среды).
Главы ассоциации занимались разработкой авторских методик и продвижением наиболее интересных и полезных эзотерических практик. На данный момент ассоциация не существует. Её закат пришелся на 2010-2012 годы.
Существуют многочисленные авторские курсы и школы. Их отличие в том, что они озвучивают только непосредственно преподавателя, а не его линию передачи. Иногда это родовые передачи, иногда самоинициации при длительной работе с каналом.
На что стоит обратить внимание при обучении таро в той или иной школе или у мастера. Разумеется на наличие инициации. Это и есть основное отличие. Дидактические школы с длительным периодом обучения практически никогда не инициируют своих учеников. Здесь могут сразу предупредить, что вы сможете полноценно предсказывать поле полугода-года самостоятельной практики или не предупредить, а растянуть занятия на это время. Школы с коротким сроком обучения практически всегда канал передают и пишут об этом сразу.
Обе формы обучения имеют свои преимущества и свои недостатки. Программы связанные с инициацией сразу дают вам информационный канал, который может подействовать на человека как холодный душ. Когда вы получаете ответы на ваши вопросы, причем даже те которые вслух задавать не хотите, эффект может быть далекий от радужного. Часто открывая карту вы уже знаете, что именно вам скажут, еще не перевернув ее. Период адаптации может быть довольно тяжелым. Плюс появляется эйфория, что влияет на ваше отношение к миру не всегда в лучшую сторону. В любом случае выбор за вами.