- Подскажите, где можно недорого отметить день рождения?
- Карандашиком в календарике.
В ознаменование четвёртой годовщины канала - небольшая подборка "деньрожденной" музыки.
По началу подарочные произведения сочинялись исключительно для высокопоставленных особ: "царям, королям, императорам, властителям всей земли ..."
Так, барочный композитор Генри Пёрселл, работая при английском дворе, был обязан выдавать "поздравлялки" ко дню рождения своей королевы - Марии Второй. Шестую по счёту оду 1694 года ещё называют "Придите, сыны искусства".
Не уверен в аутентичности такой танцевально-фривольной интерпретации дуэта контртеноров "Звук трубы", но выглядит занятно.
Весело им.
А королева, между прочим, умерла в том году от оспы. Её сестра Анна Стюарт, вступившая на трон через восемь лет, благополучно перенесла инфекцию раньше. Но и у неё хватало проблем со здоровьем, не позволившие, в конце концов, оставить наследника: семнадцать беременностей, двенадцать выкидышей, из пяти родившихся живыми детей четверо умерли, не достигнув двухлетнего возраста.
Ну что это я всё о грустном.
На свой 48-ой день рождения Анна получила в подарок оду-кантату от Георга Фридриха Генделя. Вполне возможно, она её даже не открыла послушала. На следующий год Её Величество почило в бозе, успев, однако, назначить композитору ежегодную пожизненную пенсию в двести фунтов стерлингов.
Не зря стара-ааа-ааа-аааа-лся в славо-ооо-ооо-оооо-словии.
Ещё раз убеждаюсь в однообразности и чрезвычайной скучности музыки эпохи барокко.
У романтиков всё намного интереснее.
Вторую ля мажорную Серенаду Иоганнес Брамс сочинил будучи безнадёжно увлечённым вдовой Роберта Шумана:
Редко я писал музыку с таким наслаждением, звуки проникали в меня с такой любовью и нежностью, что я был насквозь весел.
Ещё до полного завершения работы над произведением он отправил Кларе партитуру первой, третьей и четвёртой части, в качестве подарка на день рождения 13 сентября 1859 года. Она приняла его с большим удовольствием, ответив, что как будто "любовалась каждой прожилкой чудесного цветка, настолько это прекрасно".
Другой любвеобильный гений - Рихард Вагнер - ранним утром 25 декабря 1870 года устроил своей жене торжественное исполнение "симфонического поздравления с днём рождения". Небольшой оркестрик во главе с дирижёром Хансом Рихтером расположился на лестнице, ведущей в спальню Козимы.
Когда я проснулась … мне казалось, что я всё ещё вижу сон ... Такая музыка! Когда она стихла, Рихард вошёл в мою комнату с детьми и вручил мне партитуру симфонической поэмы ко дню рождения. Я была в слезах, как и все остальные.
Говорят, что Рихтер специально для выступления освоил игру на трубе и выучил партию длительностью 13 тактов.
"Зигфрид-идиллия" не долго оставалась только семейной ценностью. В 1878 году Вагнер из-за финансовых трудностей продал партитуру музыкальному издателю Бернхарду Шотту. Для увеличения спроса композитор расширил оркестровку до тридцати пяти исполнителей.
В жизни всегда так. Рано или поздно суровая действительность губит всю романтику.
Завершаю обзор двадцатым веком.
Второй фортепианный концерт Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не просто подарок на девятнадцатилетие сыну Максиму. В свой день рождения Шостакович-младший исполнил это "не имеющее никакой художественно-идейной ценности" произведение на вступительном экзамене в консерваторию и получил заслуженную "пятёрку".
Вторая часть концерта: чудесный по красоте сплав неоклассицизма и неоромантики в прогулочном темпе.
Обожаю Шостаковича.
А какие знаете вы музыкальные подарки на день рождения? Пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Пока не решил в какой раздел постоянного КАТАЛОГА публикаций канала попадёт этот обзор. Куда-нибудь пристрою.
О "той самой" тематической композиции читайте в старой статье Пожалуй, самая известная песня в истории состоит всего из одной фразы повторяемой четыре раза.
Несмешная байка по устоявшейся многолетней традиции:
Первый концерт для валторны молодой Рихард Штраус задумывал как подарок на шестидесятилетие своему отцу Францу Йозефу, знаменитому и опытному валторнисту-виртуозу. Первое исполнение состоялось в домашней обстановке, сын аккомпанировал родителю на фортепиано.
Однако, играть на публике старший Штраус отказался. Причины предлагаются разные: проявление невыносимо-скверного характера, или обострение астмы, или наличие высоких нот в сольной партии, "слишком смелых и опасных для концертного зала".