Найти тему
Зелёный ёжик

Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ). Расцвет и гибель гиганта.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

ЗАО «Петербургский Трамвайно-Механический Завод» (ПТМЗ) долгое время был единственным отечественным предприятием по производству трамваев и их компонентов.

Однако после сокращения трамвайных путей в Петербурге спрос на подвижной состав резко снизился. Это привело к банкротству компании в 2013 году и временной остановке производства.

Начало истории Петербургского Трамвайно-Механического Завода (ПТМЗ) уходит в начало 20-го века. В то время Ленинград уже оправился от последствий Гражданской войны и развивал общественный транспорт, особенно трамваи.

В 1929 году началось строительство специализированного завода по ремонту подвижного состава. Начало работы было сложным, но благодаря вмешательству первого секретаря обкома и горкома ВКП(б) С. М. Кирова, производство оживилось.

Киров предложил расширить профиль завода и начать производство трамвайных вагонов. Так появился отдел проектирования трамваев. 15 мая 1934 года состоялся старт молодого предприятия.

Первыми выпускаемыми моделями стали четырехосные 15-метровые вагоны серий ЛП-33 и ЛМ-33. К началу Великой Отечественной войны заводчане успели изготовить 464 единицы трамваев. Во время войны завод был превращен в оборонную фабрику, где наладили выпуск боеприпасов и производство моторов.

После окончания битвы за Ленинград ПТМЗ вернулся к производству новых и восстановлению старых трамваев. Технический прорыв произошел в 1947 году, когда была освоена сборка более прочных цельнометаллических вагонов с 4 осями. В последующие десятилетия модели этих вагонов заменились более современными, включая модели с 6 и 8 осями.

В 1990-е годы завод испытал трудности, в связи с сокращением заказов от муниципалитета Петербурга. Однако, продажи в другие города России и Украины помогли предприятию выжить. В то же время, ПТМЗ следил за мировыми тенденциями и разрабатывал более современные и комфортные модели, включая низкопольные вагоны.

 В 1993 году предприятие было акционировано и получило современное название — АООТ «Петербургский трамвайно-механический завод» (позже — ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»). В 2000 году для нужд московской трамвайной сети был разработан проект трамвая ЛМ-2000, имевшего нестандартные для продукции ПТМЗ габариты построен 1 вагон.

 В октябре 2012 года завод отправил в Мариуполь 2 вагона ЛМ-2008.  

7 мая 2013 года решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области ПТМЗ признан банкротом. Имущество завода было продано на аукционе в июне 2014 года за 992 млн рублей.

В 2014 году заводская площадка была продана под застройку.  31 марта 2015 года вспыхнул пожар в промышленном одноэтажном кирпичном здании размером 30х40 метров. Летом того же года мастерскую снесли.

 В 2015 году помещения на заводе были арендованы и вывезено остальное оборудование и металлы.. Ранее в бывших цехах завода планировалось разместить садовый склад.

 С мая 2016 года здания завода частично разрушены, недостроенные автомобили для Волгограда и Санкт-Петербурга заброшены.

 В начале 2018 года половина оставшихся цехов была снесена. В первые месяцы 2018 года бывший покрасочный цех и кузнечный цех были снесены, от некогда обширных мастерских осталась лишь очень небольшая часть.

Таким образом, мехаоборудования, арматуры и элементов отделки. После нескольких сложных лет в 2000-е годы ПТМЗ пережил возрождение благодаря сотрудничеству с группой компаний «Дедал» и выигранному конкурсу на поставку модернизированных трамваев для Петербурга и Волгограда.