Итальянский Ренессанс считается одним из самых ярких периодов в истории европейского искусства. Такие художники, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, создавали очень реалистичные работы, которые подчеркивали новый интерес к анатомии и пропорциям. Чтобы найти катализатор этих замечательных перемен, нужно вспомнить художника периода проторенессанса по имени Джотто.
Его композиционное мастерство, чувство пространства и умение достигать живописных эффектов за счёт использования градаций оттенков вдохновляли таких преемников, как Боттичелли и Микеланджело, настолько, что Джотто часто считают отцом итальянского Возрождения и даже отцом европейской живописи.
РАННИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
Джотто ди Бондоне (ок. 1267–1337), по оценкам, родился примерно в 1267 году недалеко от Флоренции. Согласно истории, Джотто рос в сельской местности, был молодым пастухом и часто рисовал овец на пастбище. Однажды уважаемый художник Чимабуэ заметил талант Джотто и предложил ему обучаться.
Историк эпохи Возрождения Вазари приводит множество примеров потрясающего таланта Джотто. В одном - Джотто нарисовал на стене муху, которая была настолько реалистичной, что Чимабуэ тщетно пытался смахнуть ее. В другом - Джотто продемонстрировал свое мастерство нынешнему Папе, нарисовав идеальный круг без использования какого-либо инструмента. Хотя достоверность этих эпизодов сомнительна, правда, что вскоре навыки Джотто превзошли его наставника.
ЧАСОВНЯ СКРОВЕНЬИ
Между 1303 и 1310 годами Джотто создал свою самую известную работу в капелле Скровеньи в Падуе, которая является не только ключевой работой художника, но и входит в число главных произведений западного искусства. В этой работе Джотто создал новый тип стенного пано, который активно использовали художники следующих поколений и который был главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.
Росписи мастера были разделены на 37 повествовательных сцен, посвященных теме Спасения. Джотто расположил цикл в 3 яруса на стенах и разместил на контрфасаде картину "Страшный суд". Все фрески капеллы Скровеньи объединяет интенсивное использование Джотто дорогого в то время синего ультрамарина, всего росписями покрыто более 900 квадратных метров стен.
СТИЛЬ
В отличие от своего наставника Чимабуэ, Джотто не следовал византийскому стилю, вместо этого он рисовал настолько реалистичные картины, наполняя своих персонажей эмоциями, что даже их одежда имеет натуралистическую драпировку. Кроме того, Джотто использует ракурс и смещенную перспективу во многих своих композициях, придавая своим картинам ощущение глубины.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Джотто добился большой славы и престижа при жизни и ездил с заказами по всей Италии, включая Рим, Неаполь и Ассизи. В Неаполе король Роберт назначил Джотто первым придворным художником, получив ежегодную пенсию. Однако в конце концов Джотто вернулся во Флоренцию, где работал главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina). В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре — Кампанилы. Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана.
НАСЛЕДИЕ
Величие Джотто распространялось не только в художественных кругах при его жизни. Его современник Данте также увековечил его в "Божественной комедии", когда художник из Чистилища (XI, 94-96) сказал: "Чимабуэ верил, что он владеет полем/В живописи, и теперь у Джотто есть крик,/ Так слава о первое неясно".
Эмоциональность и натурализм картин Джотто пользовались большой популярностью и вызывали повышенный интерес к концепциям реализма и перспективы, которые дремали с античности. В конце концов, эти концепции достигли своей кульминации в эпоху Возрождения, когда имя Джотто стало легендой.