АУДИТ. Сбор аудиторских доказательств

Фото с сайта Яндекс.Картинки - Аудит
Фото с сайта Яндекс.Картинки - Аудит

Всем здравствуйте и доброго времени суток!

В данной статье рассмотрим вопросы сбора аудиторских доказательств, проведения выборочной проверки, составления рабочих документов аудитора.

По итогам завершения этапа планирования аудитор проводит аудит на месте на основе программы аудита, то есть собирает аудиторские доказательства.

Согласно МСА 500 аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерская и статистическая отчетность, хозяйственные договоры, распорядительная документация, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Согласно МСА 500 «Аудиторские доказательства» методами получения аудиторских доказательств являются следующие методы, приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные методы сбора аудиторских доказательств
Рисунок 1 – Основные методы сбора аудиторских доказательств
  • Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.
  • Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
  • Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.
  • Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).
  • Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
  • Прослеживание представляет собой проверку некоторых первичных документов, отражение данных этих документов в регистрах синтетического и аналитического учета с последующим нахождением их в заключительной корреспонденции счетов и убеждением в том, что данная хозяйственная операция правильно (или неправильно) отражена в бухгалтерском учете.
  • Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента. При определении операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, необходимо изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
  • Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений. Основная цель – определение наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных в бухгалтерской отчетности фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

При этом аудитор основывает свое мнение о достоверность отчетности на основе собранных надежных аудиторских доказательств.

Рисунок 2 – Градация и виды аудиторских доказательств по степени надежности
Рисунок 2 – Градация и виды аудиторских доказательств по степени надежности

Аудитор может собираться аудиторские доказательства и проводить проверку не сплошным порядком, а выборочно

Аудиторская выборка

В МСА 530 «Аудиторская выборка» термин «аудиторская выборка» - это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор изучает бухгалтерскую документацию не сплошным порядком, а выборочно.

Проверяемая совокупность – это совокупность всех проверяемых элементов документации. Выборка должна быть репрезентативной, иными словами, представительной, то есть на ее основании можно сделать правильные выводы о свойствах всей совокупности.

Непредставительная (нерепрезентативная) выборка та, по которой нельзя судить о всей совокупности.

Таким образом, аудиторская выборка проводится для применения аудиторских процедур в отношении менее 100% объектов проверяемой совокупности для сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение о всей проверяемой совокупности.

Видами аудиторских выборок являются:

  • сплошная проверка всей совокупности,
  • проверка специфических (определенных) элементов совокупности,
  • проверка отдельных элементов совокупности.

Сплошная проверка проводится, если:

  • генеральная (проверяемая) совокупность состоит из небольшого числа элементов большой стоимости;
  • неотъемлемый риск и риск средств внутреннего контроля являются высокими, а другие средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;
  • повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Специфическими элементами совокупности являются элементы наибольшей стоимости (значение стоимости которых превышает определенную в ходе аудита степень точности), ключевые элементы (в которых вероятны ошибки и искажения).

Все собранные аудиторские доказательства должны быть задокументированы.

Рабочая документация аудитора

МСА 230 «Аудиторская документация» устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Под термином «рабочая документация аудитора» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются:

- при планировании и проведении аудита;

- при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

- для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

В аудиторской организации рекомендуется разработать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.).

Использование результатов работы эксперта

МСА 620 «Использование работы эксперта» устанавливает единые требования к использованию результатов работы эксперта для сбора аудиторских доказательств и подтверждения наличия ошибок в отчетности.

Экспертом считается физическое лицо, обладающее специальными навыками, знаниями и опытом в определенной области, отличной от области бухучета и аудита, или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере, отличной от сферы оказания бухгалтерских и аудиторских услуг.

Эксперт может быть:

а) привлечен аудируемым лицом по договору к участию в выполнении задания;

б) привлечен аудитором по договору к участию в выполнении задания;

в) сотрудником аудируемого лица;

г) сотрудником аудиторской организации.

При определении необходимости использования результатов работы эксперта аудитор учитывает:

а) знания и предыдущий опыт членов аудиторской группы в данной сфере;

б) риск существенного искажения информации исходя из характера, сложности и существенности обстоятельств, подлежащих исследованию;

в) ожидаемое количество и качество других аудиторских доказательств, которые предполагается получить.

Перед привлечением к работе эксперта аудитор на основе профессионального суждения должен оценить профессиональную компетентность и объективность этого эксперта. Для этого рассматривается наличие у эксперта профессионального аттестата, лицензии или его членство в соответствующей профессиональной саморегулируемой организации, опыт и репутация эксперта.

Для эксперта аудитором устанавливается техническое задание в письменной форме, которое он должен выполнить своевременно и по результатам работы составить отчет.

Таким образом, на этапе проведения аудита аудиторы применяют различные методы сбора аудиторских доказательств, подтверждающих наличие (или отсутствие) ошибок в отчетности аудируемого лица. С основным методам получения аудиторских доказательств относятся: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов), прослеживание, аналитические процедуры. Также в ходе аудита может применяться аудиторская выборка, которая проводится для применения аудиторских процедур в отношении менее 100% объектов проверяемой совокупности для сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение о всей проверяемой совокупности. При этом, все собранные аудиторские доказательства должны быть задокументированы. В ходе проведения аудита составляются различная рабочая документация аудитора в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме и сброшюрованные в отдельные папки (файлы) по каждому проведенному аудиту. Также аудитор в ходе проведения аудита может использовать результаты работы эксперта или внутреннего аудита согласно правилам и требованиям, установленным МСА 620 и МСА 610.

Ранее представленный материал по данной теме:

АУДИТ. Общее представление об аудиторской деятельности
Наталь Я - Экономика и управление23 ноября 2023

Подписывайтесь, ставьте лайки!

Жду комментарии!

Новая информация впереди! 😊📚✨