Всем здравствуйте и доброго времени суток!
В данной статье рассмотрим вопросы, касающиеся планированию аудита, определению уровня существенности и сущности аудиторского риска.
Планирования аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждения достоверности отчетности.
Процесс планирования аудита проходит в несколько стадий:
1. предварительное планирование;
2. подготовка и составление общего плана;
3. подготовка и составление программы.
Аудит начинается с получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором предложения на проведение проверки.
Аудит начинается с получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором предложения на проведение проверки.
На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть согласованы основные вопросы.
Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, то они составляют письменный договор на проведение аудиторской проверки.
Предварительное планирование
Перед заключением договора аудиторская организация направляет экономическому субъекту письмо-обязательство о согласии аудиторской организации на проведение аудита.
В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:
- цель аудита,
- ответственность руководства аудируемого лица,
- объем аудита,
- срок предоставления аудиторского заключения,
- информация о риске необнаружения искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности,
- требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации,
- стоимость проведения аудиторской проверки.
Подготовка плана и программы аудита
Общий план аудита представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки.
В общем плане в табличном виде фиксируется информация о клиенте, длительности аудита, составе аудиторской группы, уровне существенности и аудиторского риска, планируемых видах работ (применяемых методов сбора аудиторских доказательств).
Для практической реализации общего плана составляется программа аудита.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Она формируется из тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу:
- Тесты средств контроля - это перечень действий аудитора, предназначенных для сбора информации о функционировании средств внутреннего контроля для выявления их недостатков.
- Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, то есть это действия аудитора в конкретных проверках.
Порядок определения уровня существенности в аудите
В плане аудита раскрывается информация о уровне существенности и аудиторского риска.
Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, которая не оказывает влияние на качество решений, принимаемых пользователем.
Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности.
Обычно уровень существенности рассчитывается как среднее значение установленных базовых показателей с учетом установленной доли.
Суммарные искажения, обычно считаются несущественными, если они составляют: 5% балансовой прибыли; 2% валового объема реализации (без НДС); 2% валюты баланса; 10% собственного капитала; 2% общих затрат организации.
Уровень существенности выражается в процентах или в рублях. Общий уровень существенности может быть рассчитан как среднее значение от учитываемых значений основных показателей бухгалтерской отчетности исходя из установленных долей в методике расчета.
Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость.
Понятие и виды аудиторского риска
Аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.
Согласно Международному стандарту аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (утвержденному Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н) аудиторский риск состоит из 3 компонентов:
1) Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск – вероятность появления существенных искажений в отчетности экономического субъекта до выявления таких искажений средствами системы внутреннего контроля.
2) Риск средств контроля (контрольный риск) – вероятность того, что системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта не позволяют своевременно выявить и исправить существенные искажения.
3) Риск необнаружения – вероятность того, что применяемые в ходе проверки аудиторские процедуры не позволяют обнаружить все существенные искажения.
С математической точки зрения аудиторский риск равен произведению трех его компонентов: внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и риска необнаружения:
АР = НР х РСК х РНО,
где : АР – аудиторский риск,
НР – неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск,
РСК – риск средств контроля,
РНО – риск необнаружения.
Аудиторский риск выражается в % или в долях к единице.
Таким образом, в целом аудиторская проверка проводится в 3 этапа: планирование; формирование рабочих документов (сбор аудиторских доказательств); завершение аудита. На этапе планирования происходит знакомство с потенциальными клиентами, составление различных документов (договора, письма о согласии проведения аудита, плана, программы проверки), оценка деятельности клиента, расчет уровня существенности и аудиторского риска.
На этапе планирования аудиторы оценивают величину риска. Аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Также на этапе планирования рассчитывается уровень существенности – это величина, свидетельствующая о наличии существенных ошибок в отчетности аудируемого лица. В дальнейшем аудиторы собирают доказательства о наличии (отсутствии) ошибок, сравнивают выявленные ошибки с уровнем существенности и формируют свое профессиональное мнение о достоверности (недостоверности) финансовой отчетности и на основе этого составляют аудиторское заключение.
Ранее представленный материал по данной теме:
Подписывайтесь, ставьте лайки!
Жду комментарии!
Новая информация впереди! 😊📚✨