Найти тему
VarТехник

Т-72 пора на покой? Одна причина против

Оглавление

Вопрос устаревания любой техники актуален всегда, не в зависимости от обстоятельств. С танками работает всё то же самое… Рано или поздно, танковый парк нуждается в «модернизации» и последняя крупная модернизация в СССР и постсоветском пространстве произошла в 70-е годы, когда Т-64 и Т-72 сменяли собой Т-55, Т-62 и тяжёлые Т-10М. Прошло пол века, а очередной замены нет. Почему?

Смена поколений

Танковый парк периодически обновляют, но процесс быстрым не назовёшь… Со времён Великой Отечественной Войны, СССР проводил два глобальных обновления танкового парка. Основой танковых войск после войны был Т-34, который к 50-м годам прошлого века сменили на Т-54 и его ближайшего собрата – Т-55. Прорывом для танков семейства Т-54 стал Т-62 – существенные изменения в корпусе, башне, смена калибра и типа орудия – с нарезного на гладкоствольное. Но компоновка машины соответствовала Т-54 и Т-55. Не забудем про Т-10, обладающий более толстой бронёй, 122 мм орудием, но даже он не мог противостоять кумулятивным боеприпасам.

Приемником танков семейства Т-54 стал Т-64. Машина во многом опередившая своё время, но так и не ставшая основной в СССР. Это звание забрал Т-72. Его разработали как упрощённый вариант Т-64. Причина – Т-64 могли производить только на заводе №115 в Харькове. Этого не достаточно, чтобы перевооружить армию. Для понимания, за всё время производства Т-64 (с 1963 по 1987 год) было выпущено около 8 000 штук, против 30 000 Т-72 и 10 000 Т-80. А если мы говорим о Т-54, Т-55 и Т-62, то в общей сложности произвели 60 000-65 000 штук.

-2

Почему Т-72 не стоит менять?

Что мы делаем, когда хотим поменять условный смартфон или любую другую вещь? Определяем причину недовольства имеющимся устройством (не в зависимости от того, задумываемся мы над этим или нет). Затем, выбираем замену, будь то живой поход в магазин или просмотр каталога товаров в онлайне. Нередко, мы сравниваем несколько аналогов, после чего выбираем самый подходящий. Разумеется, на замену предмета, устройства, гаджета мы готовы потратить энную сумму денег, что может отсеять ряд выбранных вариантов. Если бюджет для покупки не сформирован, то процесс обновления затягивается и только при наличии нужной суммы средств, желания и возможности, мы покупаем новый смартфон. А что мы делаем со старым? Выбрасываем, отдаём кому-то из близких или продаём.

Как это вообще соотносится с танками??? Всё просто! Перед любым обновлением танкового парка, велись опытно-конструкторские работы, ставили эксперименты и выпускались прототипы. Если конкретный экземпляр рассматривается как замена существующим танкам в армии, или дополнение к ним, то проводят испытания и сравнения в рамках конкурса (где участвуют разработки от разных КБ, предприятий, компаний) или с существующими танками. Только в результате испытаний, доработок, анализа финансовых и производственных возможностей, танк принимают на вооружение, а полная смена основного танка может занять десятилетие.

-3

А теперь вопрос – на что мы можем заменить Т-72? Или на что можно было заменить Т-72 в 90-е годы? В условиях кризиса и разрухи... Второй вопрос – допустим мы хотим избавиться от Т-72 и его аналогов любой ценой, что будет с армией? Армия будет фактически без танков. Брать со складов Т-62, Т-55, Т-54, Т-10 и даже Т-34??? Тогда зачем мы отказывались от наиболее современного и массового танка?

Допустим, в СССР проводились опытно-конструкторские работы над модернизацией Т-72 и Т-80, шли работы над ОБТ нового поколения с необитаемыми башнями. Но могли в России их производить? С модернизациями всё просто – выпуск Т-80 свернули, а ситуация с Объектом 187 и 188 наглядно показывает, что Россия не могла выпускать глубоко модернизированные Т-72. И вообще, Объект 188, который таки приняли на вооружение с индексом Т-90 (образца 1993 года) был выпущен тиражом 120 единиц. В сравнении с 30 000 Т-72 по всему миру, даже не смешно… А с 2002 года оригинальный Объект 188 претерпел существенные изменения. А что с танками нового поколения? Во-первых, даже СССР не мог развернуть массовое производство машин нового типа, и они выделялись как танки придельных параметров. То есть, они предполагались как серийные, но не массовые и должны были передаваться в элитные части. Костяком танковых войск по-прежнему оставался Т-72 и его дальнейшие модификации.

-4

Итог

Т-72 никто на покой не отправит, во всяком случае пока… Это понимают все. Все, кроме диванных аналитиков, которые говорят о тотальных проблемах Т-72. Мол, его надо было менять на другие машины ещё в 90-е годы, а может и того раньше. Т-90 – принципиальная ошибка российского танкопрома и далее по тексту… Товарищи, перед тем, как говорить об отказе от Т-72, откажитесь от своего смартфона, не имея плана, возможности и альтернативы. Тогда и поговорим, если будет через что.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.