Постараюсь объяснить сначала очень просто, чтобы был понятен общий механизм, а затем начнём углубляться.
Все мы привыкли к тому, что каждый наш орган отвечает за определенную функцию и другую он брать на себя не способен.
Ведь почка -это почка, она не может стать селезенкой или печенью.
Такое же мнение очень долго существовало и про отделы и доли головного мозга. То есть, если за зрение отвечает затылок, то повреждение этой области обеспечивает потерю зрения навсегда. Если человек после инсульта, черепно-мозговой травмы или от рождения не может пользоваться полноценной речью и у него находят повреждения зоны Брока в левом полушарии, то он никогда не сможет вернуть себе эту функцию или же сформировать ее.
Однако, наш с Вами мозг не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы понять это есть несколько простых фактов.🔽
Первый закон нейропластичности
«То, что не используется -отмирает»
Иначе это называется «усвоенным неиспользованием»
Здесь представлю пример максимально понятный каждому. Все учили иностранные языки. Прошло много лет после школы, вы никак не использовали тот язык, который достаточно хорошо знали и… конечно же забыли много из того, чем владели ранее.
Также наиболее эффективным считается «принудительное использование», т.е. самый эффективный способ изучения языка-это погружение в среду, где все на нем говорят. У Вас не остаётся выхода и Вы начинаете многое понимать из того, что говорят, быстро схватываете произношение и незаметно для себя не переводите с русского, а сразу формулируете мысль на, вроде бы, чужом для Вас языке.
Второй пример мало кому знаком, но более понятен на уровне тела. Если у людей после ЧМТ не функционирует левая рука, то сначала захочется вернуть функцию и будут множественные попытки, которые не приведут к успеху. А ситуаций, что не дают результата наш мозг не любит, он любит экономить энергию, поэтому левая рука останется в покое и весь арсенал на себя возьмет правая рука. Но если бандажом примотать правую руку к корпусу и сделать невозможным ее использование, то мозг все-таки перестроится и выстроит нейронную сеть между левой рукой и здоровыми участками коры головного мозга, тем самым мы получим обе работающих руки, а значит полноценную жизнь.
Вот так работает закон «то, что не используется -отмирает» и принцип «усвоенного неиспользования», а также тренировка «принудительным использованием».
«То, что инициируется одномоментно записывается в карте мозга рядом»
Каждый Ваш двигательный и поведенческий акт, четко записан в топографической карте мозга, что за чем включается и приводится к действию.
Есть универсальные структуры этих карт для большинства людей. Например акт шага или хватательный рефлекс. Пальцы последовательно хватают предмет, поэтому и записаны в карте последовательно.
При письме большой инициирует движение ручки вместе с указательным, поэтому они записаны в карте рядом. Однако для гитариста топографическая карта его кисти может сильно отличаться от большинства людей, если при этом он не использует привычные для всех действия, например тоже самое письмо. То есть гитары в жизни в разы больше, чем письма, поэтому и главенствующая карта приводит к действию определенных инициацию.
Например, есть связка «покушал-надо покурить» или «нечего делать -покурю» или «мне нужно переключиться -покурю» и тд
Если перестать инициировать одно действие за другим, то постепенно цепочка разрушится и «после еды», «от нечего делать» или «ради того, чтобы переключиться» курить не захочется. Это, что касается физиологии. Если есть психологический конфликт из -за которого психика пришла к оральной фиксации, здесь придется подключить еще парочку методов.
Сензитивными периодами называют еще возрастные кризисы. Это те этапы жизни, когда происходит наивысший пик для возможностей наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
Эти периоды есть, как в детском возрасте, так и во взрослом.
Так почему же в детском возрасте эти периоды дают наибольшую пластичность мозгу причин несколько:
1. Ребенок только всему учится и ко всему восприимчив, он хочет изучить внешний мир, а затем сформировать свое на него отношение, чтобы выжить. Его мотивация куда сильнее, чем у взрослых, которые уже научились выживать, совладать с собой и пытаться как-либо сдерживать внешние факторы его жизни.
2. Идет физиологический рост, от которого никуда не убежишь и он тоже запускает определенные процессы внутри психики.
🔴 В кризис рождения(я -это мир):
нужно научиться самому поддерживать температуру тела, уметь сигнализировать о своих потребностях. Теперь не получится быть в условном раю и получать все просто так, теперь нужно подстраиваться, чтобы выжить.
⚫️ В кризис одного года(я и мама -это мир):
приходится начинать ходить и говорить, чтобы поспевать за взрослыми, ибо они уже не так лояльны к тебе и не ждут, а развитие сенсорных систем заставляет теперь видеть, слышать и чувствовать многое, что хотелось бы не замечать. Это приводит ребенка к исследованию.
⚪️ К 3 годам (внешний мир и я): ребенок начинает понимать, что у него есть отличные от мамы эмоции и он хочет того, что мама сейчас не планировала. Ему нужно научиться дифференцировать свои эмоции, чтобы его лучше понимали. Поэтому и происходит такой бум истерик, он не знает как все это разделить и выразить правильно. Вот и получаются блинчики комом. Чем больше эмоций у мамы в этот период, тем легче ребенку через зеркальные нейроны и повторение пройти этот этап.
🔵 В 7 лет (внешний мир принуждает меня к социальным ролям):
происходит момент, когда самое время уйти в себя и понять кто ты, каким ты себя видишь, но еще рано, чтобы начать понимать «каким хочешь себя преподносить», однако школа заставляет набирать на себя роли, повышать ответственность и держаться, что есть мочи. Поэтому и происходит спад мотивации, закрывание дверей от родителей, желание опять играть, а не учиться.
Про пубертат и подростковый возврат -это вообще отдельная тема для разговора. Но скажу одно: все начинается заново. Надо определить себя в связке с полом и проявляться соответственно ему, нужно определиться с тем, каким человеком хочешь стать и какие корректировки нужно произвести относительно 7 лет. Тут эмоции тоже проходят проверку относительно их дифференциации в 3 года, и никак не остановишь этот процесс, ибо гормоны шалят во всю. Нужно успевать за темпом жизни взрослых, как и в первый год жизни, но уже не просто бегать хвостиком, а наблюдать и делать по-своему. Да и сепарироваться жуть как хочется, но жуть как страшно.
3. Между кризисами в детском возрасте меньший интервал времени, чем у взрослых. А так как, взрослые уже физиологически сформированы, то могут вообще откладывать в дальний ящик свои сензитивные периоды, страшась переходить на новый уровень. И это временные рамки, которые, примерно, идут раз в 9 лет, но могут идти и раз в 15, а итого и в 20 лет
То есть
Сензитивный период, это небольшой отрезок времени, которой позволяет нам выйти за рамки привычного поведения и научиться новому. Мозг работает круглосуточно и готов воспринимать все, что только может пригодиться в будущем.
Затем наступает плато, временной интервал намного длиннее, в который мы должны отработать новые навыки и уложить полученную информацию.
Так вот в детском возрасте, закончился один кризис, только все уложили и начинается новый-это и позволяет мозгу быть более пластичным.
А взрослые могут уложить и не входить в следующий кризис взросления, потому что им и так нормально: не съезжать от родителей, жить на деньги родителей, не получать профессию, не выходить замуж, не рожать детей, не развиваться профессионально, не находить увлечения самостоятельно и тд.
Если бы физиология постоянно шла по пути: расту -расту-расту-Умер. То наша жизнь была бы очень насыщенной, результативной, но короткой. Однако мы всегда были бы больше похожи на детей.
Но природа позволила нам самим рулить своими жизнями, тем самым поддержала и естественный отбор и иерархию 😉
Но самое интересное, что Вам может быть далеко за 40, однако кризис трехлетки совсем не пройден в психологическом плане и это будет приносить свои «плоды».
Как же можно развить мозг, нейропластичность, профилактировать возрастные изменения и позволять себе проходить сенситивные периоды во взрослом возрасте?
Заниматься тем, чем не занимались ранее.
Не только бегать, но и медитировать
Или заниматься тем, что знакомо, но иначе.
Ходить не только на силовую, а еще и на кардио
Ездили одним путем, начните ездить другим. Или начните ездить вообще в иную точку Б. Или же измените точку А.
Больше творите, читайте/ смотрите о том, как создавалось великое и уникальное. И пытайтесь сделать это сами.
Даже, если это рисунки для себя -творите.
Даже, если это песни в душе - пойте и пробуйте разные тональности и высоты нот.
Даже, если это танцы в наушниках, когда Вы одни дома- танцуйте, танцуйте так, будто душу отводите на все 100.
Начинайте с малого и не заметите, как это может стать большим. Главное начать.
Не бойтесь быть странными, бойтесь быть не собой!