Премьера сериала режиссёра Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» состоялась на видеоплатформах Wink.ru и START 9 ноября.
Действия сериала разворачиваются на улицах Казани 1988 года, распадающийся Советский Союз, «стрелки», драки, медвежатники, напёрсточники, барыги и прочий беспредел. Главный герой, 14-летний Андрей (актёр Леон Кемстач), ученик музыкальной школы, становится жертвой школьной травли и решает примкнуть к пацанской банде. С жестоким уличным миром его знакомит сверстник Марат (актер Рузиль Минекаев), чей брат Вова (актёр Иван Янковский) до прохождения службы в Афганистане держал весь район в страхе.
Причины поступка главного героя связаны и с культурным кодом вчерашних граждан СССР, и с непростой историей страны. Для подростка Андрея улица становится проверкой на зрелость — проверкой смелости, чести, а также крепости семейных связей. Сериал пытается распутать этот клубок неявных связей.
Режиссёр не романтизирует уличную жизнь конца 1980-х годов, а предоставляет возможность зрителю осмыслить с позиции сегодняшнего дня время перемен, то, как его переживало подрастающее поколение, и почему подростки вообще оказывались в подобных пацанских формированиях.
Таким образом, «Слово пацана» оказывается не суровой историей о лихих временах конца 1980-1990-х и расцвете преступности, а глубокой драмой о взрослении подростков. Пропускающий уроки и внеклассные занятия Андрей находит совсем иную школу - школу жизни, то есть улицу, которая предлагает более жестокие экзамены. К сожалению, ужасных последствий избежать не получится — пока главный герой проходит путь становления из мальчика в мужчину, расставляя приоритеты между переживающей за него мамой (актриса Юлия Александрова), преступной группировкой и первой влюбленностью, пацаны с района калечатся и трагически гибнут в драках на улицах города.
Новый сериал Крыжовникова помимо ностальгического эффекта несет и терапевтический. Миллионы таких Маратов и Андреев уже давно живут свои взрослые жизни и не так часто возвращаются мыслями в детство, в котором слово пацана было важнее наставлений матери, советов учителей и заветов тогдашних лидеров общественных мнений. Потому что за важным вопросом — что это было? — следует рефлексия — куда нас все это привело?