У нас в Татарстане есть свое маленькое море. Где-то мелкое, где-то глубокое. Но где море, там ветер. А где ветер - там ходят под парусом. Но эта история - про тень.
Любой, кто интересуется космическими снимками, знает, что если спутник заснял какую-то местность вечером, то еще один "слой информации" даст тень, отброшенная зданиями, возвышенностями, особенно зимой, на белый снег. Особенно удачным получился зимний американский снимок 1984 года - смотрите, как красиво видны все овраги, как "на рентгене":
Но мало кто задумывается, что берега, здания и целые острова создают на реке еще и ветровую тень таких же гигантских размеров, как закатная тень от гор и высоких зданий. А для тех, кто ходит под парусом, это очень важно, порой со знаком плюс, а порой со знаком минус.
Как-то в сентябре 2018 мы взяли друзей покататься на парусной лодке. Недалеко, до Услона, может быть, и обратно. Была хорошая погода со свежим ветром.
Поставили сначала один парус, грот. Вроде и одного его хватало. Чаевничаем. Ничего крепкого, разумеется, не употребляем - у нас тут всегда концентрация ) Это пусть надувные и безмоторные, и не на фарватере, вот там пожалуйста, че хотите )
Ушли за Услон. Красиво, золотая осень, но тепло. Паромную линию пересекли, ушли за Печище, решили к берегу подойти. Вода ушла и там в целом.. "готишно".
Первое столкновение с ветровой тенью было там. Над нами, где-то по вершинам гор к Волге дул неплохой такой ветер, и он, спускаясь с крутой части горы, завихрялся. И в районе 10-15 метров от береговой линии дул то от Волги к берегу, то и вовсе вертикально сверху вниз! Было забавно смотреть, как непредсказуемо ведет парус, и, в общем, хорошо, что Толин опыт и мотор не оставляли надежды ветру нас запутать )
Долго сидеть под крутым каменным берегом особо не интересно, далеко залезть тоже не выйдет, вот мы и пошли обратно. Сначала тоже, под одним парусом, гротом. Это у которого есть гик, прилетающий при поворотах по башке.
Тут Толя решил, что что-то мы расслабились, и надо бы показать ребятам, что такое настоящий яхтинг. Дает команду ставить стаксель - закрученный на закрутку, но легко разворачиваемый, если отвязать конец катушки-закрутки и потянуть, а затем набить шкот.
Выходим к Услону, и кончается "ветровая полутень" от этой гигантской горы. С юга надувает очень сильно, и именно в этот момент у нас решает порваться шкот стакселя. Даже не шкот, а тросик на мачте, который закрепляет верхнюю фаловый угол к закрутке стакселя. Он улетает вверх, а стаксель теряет форму и "пузырится". Стремительно закручиваем его в закрутку, мы с Эдуардом спешим упаковать его так, чтобы он не сильно трепыхался, но как назло остается небольшой пузырек, теперь надуваемый ветром ровно как тормозной парашют на садящемся на авианосец самолете - трепещущийся и тормозящий нас.
Мы с Эдуардом как-то закручиваем-таки стаксель
Впереди по курсу у нас - Маркиз. Это остров с деревьями, а значит - от нынешнего ветра у него есть ветровая тень. А значит, там мы можем встать, остановиться и разобраться со своими проблемами.
И вот, паруса мы убрали, якорь кинули, перед нами задача - пока нет волны, как-то стянуть болтающийся очень высоко кончик тросика вниз - без него стаксель все еще непредсказуемо представляет опасность. Теперь двое самых высоких пытаются его зацепить веслом.
Не получается и тогда Тема встает мне на колено. И тоже ничего не выходит.
И вот только когда из двух весел сматывается одна длинная конструкция, а из проволоки делается крючок, удается хоть как-то заарканить беглый трос с карабинчиком или коушем.
Ну что ж! Все исправлено, паруса неисправны, но собраны, волнение потихоньку растет, и принимается решение идти на базу под мотором, и это, слегка поперек волны. Что приводит к сильной качке, а главное, ударам. Капитан велит идти "утяжелять нос", чтобы лодка резала воду немного менее травматично. Иду туда и оттуда снимаю:
Пассажиры, по-моему, уже не так веселы и расслаблены, и потихоньку сползают с банок на пол кокпита )
В итоге, добрались, мы, конечно же, до нашей базы, все были рады и счастливы, и приключения всем понравились, только вроде потом этот тросик до конца сезона так и не вернули обратно, потому что требовалось для этого мачту опустить. А потом уже все поправили, когда мачту опускали.